Главная > Религия, Философия > Диалектика идола и иконы

Диалектика идола и иконы


Диалектика идола и иконы — икона может быть идолом, скрывающим Бога. А может быть окном в иную реальность, отражающую Бога. Точно также и любой предмет, любое воспринимаемое нами явление. Всякое явление может быть и «идолом», и «иконой».

С форума

* * *

…в связи с тем, что икона — материальный объект, то и отношение к ней, как и вообще к материи, до предела заострено: с одной стороны, изображение иконы воспринимается как чувственное отражение духовного архетипа, с другой — не должно переносить поклонение архетипу с самого архетипа на икону в целом, хотя и сама материальная природа иконы (краска, доска и т. п.) как бы освящается вследствие наличия несомненной онтологической связи с первообразом. Поэтому VII Вселенский собор указал на напоминательное значение икон: иконы напоминают молящимся о своих первообразах, и, взирая на иконы, верующие «возносят ум от образов к первообразам».
<…>
Среди невоцерковлённого народа почитание икон может принимать форму идолопоклонства, когда поклоняются самой иконе, а не тому, что на ней изображено. Иконе приписываются магическиесвойства. Подобное отношение, несовместимое с догматом об иконопочитании, систематически критикуется православными богословами.
На Руси такое представление об иконах известно издревле, при этом большое влияние оказало прежнее язычество. Иконам молились, приносили жертвы (например, восковые свечи, в которые залепливались деньги), ждали от них милостей. В XIII—XVI вв. русские молились только перед иконой, другие способы молитвы были им непонятны.
Русские того времени часто называли икону «богом» и относились к ней как к живому существу.

Википедия

*

См. также дискуссию, можно ли считать зороастрийцев огнепоклонниками

* * *

Для чего нужен образ (икона)?

Иоанн Дамаскин (ок. 650 — ок. 754), один из Отцов Церкви, пишет: «Всякий образ есть выявление и показание скрытого». (De imag. III 16)

«…для путеводительства к знанию, для откровения и обнародования скрытого и выдуман образ». (III 17)

(Аналог — суфийское «Явленное есть мост к скрытому»).

  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Оставьте комментарий