Главная > Четвертый Путь > Можно ли всегда помнить себя

Можно ли всегда помнить себя


Насколько это реализуемый проект — всегда помнить себя?

Георгий Иванович мечтал об этом:

«Хотя  в  моей  прошлой  жизни  я  пробовал  все,  даже  носил  на  себе напоминающие факторы всевозможных видов,  ничего  не помогало. Возможно, это помогало  немного, пока я носил их на себе, но и  то только  вначале, а  как только  я переставал носить  их или  привыкал к  ним, в то  же мгновение все становилось как раньше. Нет никакого выхода….

Тем не менее, он есть; есть только один выход-иметь вне себя некий, так сказать «никогда-не-спящий-уп-равляющий-фактор». А именно фактор, который напоминал бы мне всегда,  в моем любом обычном состоянии, о том, чтобы «помнить себя».»

Г.И.Гурджиев. Жизнь реальна только когда «я есть». М.2001.с.35


Не противоречит ли эта попытка естественным возможностям организма? Концентрация, необходимая для самовспоминания, требует энергии, и эта энергия не бесконечна. При усталости мозг переходит в щадящий режим, в котором даже монотонные операции человек совершает с ошибками. (См. напр.: Мозг заранее готовится к потере концентрации).

Мышцы не могут быть всегда в напряженном состоянии, невозможно все время испытывать одну и ту же сильную эмоцию; то же, видимо, относится к такому энергозатратному делу, как самовспоминание.

Неужели ГИГ терзал себя напрасно утопической мечтой о том, чтобы постоянно помнить себя?

* * *

Любое функционирование забирает энергию, но когда психика работает на автопилоте, предположительно, этой энергии тратится меньше.

Успенский пишет:

«Для самовоспоминания необходима очень высокая эмоциональная энергия». (Ссылка )

То есть вряд ли можно считать самовспоминание неким естественным состоянием, в котором мы тратим меньше энергии (как в случае расслабленных мышц). Но наверняка мы тратим меньше грубой энергии, совершая меньше ошибок — тут я могу с Вами согласиться.

При усталости включается автопилот — состояние в чем-то противоположное самовспоминанию. Это, так сказать, дефолт (состояние по умолчанию). А для решения важных задач необходима большая концентрация — тогда автопилот становится опасным.

«The brain begins to economise, by investing less effort to complete the same task.

«We see a reduction in activity in the prefrontal cortex. At the same time, we see an increase in activity in an area which is more active in states of rest, known as the Default Mode Network (DMN).»<…>

This is not a sign of the brain going to sleep, says Debener.

«Autopilot would be a better metaphor,» he explains. «We can assume that the tendency to economise task performance leads to an inappropriate reduction of effort, thus causing errors.» Ссылка

В этой же статье (англ.) рассматривается идея создания будильников будущего — для профессий, где ошибки особенно опасны: Device could help pilots and air traffic controllers maintain focus.

* * *

Конечно, когда человек помнит себя, он не совершит мелкую ошибку — не забудет закрыть дверь или выключить свет, не сядет в трамвай вместо метро. Но большую часть подобных простых задач можно решать и «на автопилоте», пусть и с несколько меньшей эффективностью. А те, которые решить трудно, требуют большей внимательности, но не обязательно самовспоминания. Часто решение носит технический характер — внести запись в еженедельник, следовать разработанному ритуалу, проверять себя два раза, завязать узелок, в конце концов )

Как мне видится, сильная сторона и ценность самовспоминания — в решении тех задач, которые на автопилоте принципиально не решаются. Сама эта идея, помнить себя,  является ответом на ограниченные возможности наших естественных состояний — и не только автопилота, но и состояния повышенной фокусировки (внимательности, алертности).

* * *

Успенский пишет:

В. Когда вы говорите «спящий» и «бодрствующий», имеется  ли  между ними определенная граница?
О. Нет, они  являются преходящими состояниями.

Источник

То есть можно быть в более или менее глубоком сне, а также более и менее интенсивно помнить себя.

* * *

Тогда в каком смысле говорится, что обычный человек «спит»? Видимо, есть некоторый порог, где количество переходит в качество. Даже у обычного спящего человека его сон должен содержать элементы пробужденности — иначе он будет совершенно дезориентирован.

Аналогия из суфийской метафизики: нет ничего, что не содержит хотя бы частицу Реальности, поскольку такой объект был бы чистым небытием, то есть не существовал бы.

Если перевести это обсуждение на психологический уровень, то понятно, что нормальный человек в какой-то степени «осознает себя», «присутствует» при своей жизни, даже не будучи последователем ЧПути. Но это осознавание носит качественно другой, ослабленный, характер по сравнению с интенсивным присутствием самовспоминания.

* * *

Георгий Иванович пишет, что » мог  на расстоянии  десятков миль  убить яка; или за двадцать четыре часа мог собрать жизненные силы такой интенсивности, что мог за пять минут погрузить в сон слона. В  то  же время,  несмотря  на  все мои  желания и  старания,  я не мог добиться  успеха  в  «само-воспоминании»  в  процессе  моей  обычной жизни с другими людьми; так, чтобы быть способным проявлять себя не в соответствии с
моей  натурой,  а  в  соответствии  с   предварительными   указаниями  моего «сосредоточенного сознания».

То есть задача постоянного самовспоминания оказалось посложней убийства яка на расстоянии.

Потом ему пришло в голову сделать будильник из своего отказа от собственных сверхъестественных способностей:
Думая и думая, я пришел к  выводу,  что если бы я должен был прекратить всякое применение той исключительной  силы, которой  я обладаю,  которая  была  развита  мною сознательно в моей обычной жизни с людьми, тогда и будет, вероятно, выдавлен из меня такой напоминающий источник.

Но он нигде не пишет, насколько успешен был этот метод. Судя по его книге («Жизнь реальна…»), он и после этого «открытия» оставался во многом мятущимся человеком.

* * *

Тарт приводит «Жизнь реальна…» в списке книг ГИГа:

«Жизнь  реальна  только когда  я  есмь» —  третья  книга серии, весьма вызывающая.  Я  бы советовал читать ее после того, как вы уже  в достаточной
степени познакомились с гурджиевской работой.

Источник

В Википедии никакие сомнения насчет авторства не высказываются:

http://en.wikipedia.org/wiki/Life_Is_Real_Only_Then,_When_%27I_Am%27

А на чем основаны сомнения и кто из авторитетных исследователей или последователей сомневается?

* * *

Будда достиг полного и окончательного просветления, в результате которого никогда уже не забывал, где оставил свою мисочку для риса.

А нужно противопоставлять «как можно дольше» и «моменты острого самовспоминания»? Это обязательно выбор — либо одно, либо другое?

* * *

Истинная осознанность, бдительность — путь к просветлению в буддизме. На английский обычно переводится как mindfulness. Очень похоже на самовспоминание.

Mindfulness is calm awareness of one’s body functions, feelings, content of consciousness, or consciousness itself. Mindfulness (Pali: sati; Sanskrit: smṛti स्मृति) plays a central role in the teaching of the Buddha where it is affirmed that «correct» or «right» mindfulness (Pali:sammā-sati; Sanskrit samyak-smṛti) is the critical factor in the path to liberation and subsequent enlightenment. Источник

Перевод:

«Истинная осознанность это спокойная осведомленность о функциях тела, чувствах, содержании сознания или самом сознании, которая играет центральную роль в учении Будды. Правильная осознанность — критический фактор на пути освобождения и последующего просветления».

Опасность интенсивного самовспоминания для неподготовленного человека? Если речь не идет о применении психотропных препаратов, то опасность представляется незначительной.  В психике нормального человека достаточно большой запас прочности, чтобы можно было пренебречь риском, тем более когда c. практикуется под руководством наставника (о чем Вы упоминаете). У человека неподготовленного, как правило, просто нет достаточного запаса энергии для интенсивного самовспоминания.

* * *

А как Вы называете состояние СВ, когда оно принимает повышенно эмоциональный характер (эмоция чувствительно отличается от обычных), является глубоким, относительно постоянным (на данном отрезке времени, в данной ситуации — не в смысле, что можно всегда помнить себя), управляемым, — но при этом не сопровождается необычными явлениями вроде телепатических диалогов между ГИГом и ПДУ и проч.? С другой стороны, не сопровождается и ощущением, что «многое происходило как во сне, многое не имело ни малейшего отношения к реальности. Нет никакого сомнения, что многое было плодом моего собственного воображения«, о чем пишет Успенский.

Я это имею в виду под интенсивным самовспоминанием.

* * *

Я описываю, как умею, собственный опыт. Мне казалось, что многие, если не большинство, людей, практикующих СВ, испытывают что-то сходное — различие, в основном, в степени интенсивности.

* * *

Да, можно всегда себя помнить. Я лично достиг уровня хронического самовоспоминания.

Из предыдущего опыта общения с людьми, делавшими сходные заявления, могу сказать, что они искренно заблуждались.

* * *

…могу вас заверить что можно спокойно испытывать отрицательные эмоции и при этом помнить себя.

 «…в отрицательных эмоциях  всегда  присутствуют  две  вещи  —  отождествление и отрицательное воображение.  Без  отрицательного воображения и отождествления отрицательные эмоции не могут существовать».

П.Д.Успенский. ЧПуть.

То есть в вашей версии СВ присутствуют отрицательное воображение и отождествление?

* * *

Успенский пишет:

«Действительный   контроль  над  эмоциональным  центром  требует самовоспоминания» («ЧПуть»).

Можно сделать вывод, что испытывать отрицательные эмоции в процессе СВ трудно или даже невозможно. (Мне даже кажется, что где-то у классиков я встречал прямое указание на это). СВ позволяет контролировать эмоции.

По своему опыту — и опыту некоторых других людей — могу сказать, что интенсивное СВ плохо сочетается с отрицательными эмоциями. Также отрицательные эмоции растрачивают энергию, необходимую для СВ. Обычно эмоциональный фон при СВ нейтральный или положительный, иногда даже с элементами эйфории при подключении ЭЦ.

Конечно, у каждого свой опыт, но не исключено, что Ваша версия СВ отличается от того, что подразумевается под СВ в Системе.

* * *

В самом деле: человеку, чтобы счастливо существовать, нужно  хоть час в день, хоть десять минут существовать  машинально.  Я  же, всегда обнаженный, всегда зрячий, даже  во  сне  не  переставал наблюдать за собой, ничего в своем бытии не понимая,  шалея  от мысли, что не могу забыться, и завидуя всем тем  простым  людям — чиновникам, революционерам, лавочникам, — которые  уверенно и сосредоточенно делают свое маленькое дело. У меня же оболочки не было.

В.Набоков.
Источник

Здесь речь идет, видимо, о том, что по-английски называется being self conscious (осознание себя как бывает у застенчивого человека, когда на него смотрят или ему кажется, что за ним наблюдают):

An unpleasant feeling of self-consciousness may occur when one realizes that one is being watched or observed, the feeling that «everyone is looking» at oneself. Some people are habitually more self-conscious than others. Unpleasant feelings of self-consciousness are sometimes associated with shyness or paranoia  Источник.

В любом случае, желание всегда быть осознанным похоже на попытку никогда не спать.

* * *

Меня лично метафора сна и бодрствования совершенно не устраивает. В случае когда вы помните себя вы так же бодрствуете как и все остальные. Просто у вас при этом имеются дополнительные возможности, которых нет у обычных людей.

Дополнительные возможности и есть пробужденность, а спящие это те, у кого таких возможностей нет.

Метафора древняя и проверенная временем.

* * *

В. Чтобы достичь высшего состояния сознания, необходимо ли постоянно сознавать себя?

О. Мы не можем сделать это, поэтому не может быть и вопроса о постоянном сознавании себя. Мы можем только говорить о начале. Мы должны изучать себя в связи с указанным делением на различные функции тогда, когда мы можем, — когда мы помним делать это, — так как в этом мы зависим от случая. Когда мы помним, мы должны пытаться сознавать себя. Это все, что мы можем делать.

ПДУ. Четвертый Путь. Гл.1

* * *

Исследования нейрофизиологов показывают, что всегда находиться «здесь и теперь» здоровый человек не способен.

«Why We Can’t Live in the Moment»
Исследования нейрофизиологов показывают, что всегда находиться «здесь и теперь» здоровый человек не способен.
http://psychcentral.com/news/2012/08/10/why-we-cant-live-in-the-moment/42968.html

“Why aren’t our thoughts independent of each other? Why don’t we just live in the moment? For a healthy person, it’s impossible to live in the moment. It’s a nice thing to say in terms of seizing the day and enjoying life, but our inner lives and experiences are much richer than that.”

На русском языке короткий пересказ тут:
http://www.astromeridian.ru/news/zhit_zdes_i_seychas.html

* * *

Как мне видится, сильная сторона и ценность самовспоминания — в решении тех задач, которые на автопилоте принципиально не решаются. Сама эта идея, помнить себя,  является ответом на ограниченные возможности наших естественных состояний — и не только автопилота, но и состояния повышенной фокусировки (внимательности, алертности).

Спрашивающий: Иногда я нахожусь в хорошем состоянии и делаю его хорошо.

Гурджиев: Состояние – это одна вещь, а самовспоминание – другая. Это дело головы. Часто ли вы вспоминаете себя или часто забываете себя?

Спрашивающий: И то и это. Я часто делаю это в течение дня. Временами я решаю делать это как отдых и забываю. И также очень часто, я делаю его без заранее принятого решения (спонтанно).

Гурджиев: Другими словами вы забываете вспоминать себя когда это необходимо; но когда это бесполезно, вы вспоминаете себя автоматически. Это вовсе не ваша цель. Нужно приучать себя к сознательному самовспоминанию.

Г.Гюрджиев. Восемь встреч в Париже

Источник

*

Возможное истолкование: иногда СВ бесполезно. Иногда оно происходит автоматически — без усилия.

Вывод: СВ более актуально в одних ситуациях и менее актуально в других.

* * *

Обсуждение в форуме

  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Оставьте комментарий