Главная > Суфизм > Самовспоминание и зикр

Самовспоминание и зикр


Самовоспоминание*, как концепция, для многих более интересно и впечатляюще, чем зикр. В общем-то, понятно почему. Идея самовспоминания раскрывает неявный и не всем понятный аспект зикра.

У нас был разговор c последователями Гурджиева — какого себя вспоминать. Они иногда забывают, что вспоминать надо себя как Абсолют, не только себя как тело и психику.

Те, кто практикует зикр, часто забывают о скрытом его смысле. Задача — присутствие, быть здесь и сейчас. Точнее — позволить Духу присутствовать через тебя. Вместо этого — бубнежка Имени. Два этих подхода, когда соединены, делают зикр-самовоспоминание более эмоциональным и эффективным.

_________
* Cамовспоминание — термин Гурджиевской системы, обозначающий более высокий уровень сознания, пробужденность, присутствие. Обычный человек «не помнит себя». Аналог его в суфизме — «присутствие дыхания» и «присутствие сердца», а также зикр.

z1

 Можно испытывать чувство любви, которое не направлено ни на кого в частности. Но обычно для этого требуется какой-то объект.

Можно вспоминать себя «вообще» — когда получается, когда напомнил будильник.

Но наиболее глубокое и эмоциональное самовспоминание (СВ), как и зикр, требует со-участника. Как кажется, СВ не просто психологическое усилие — а нечто более глубокое, связанное с самоотказом, уходом от личности. И такого рода уход, своего рода само-пожертвование лучше удается, когда оно совершается во имя кого-то. Этим «кто-то» может быть другой человек — особенно в первоначальных стадиях.

Вспомнить себя (Себя) значит поклониться Другу — в другом человеке.

И тогда ты воскликнешь смиренно:

Мне не нужно иного царства, кроме царства этого поклона!
(Руми)

 z1

Можно «помнить себя» в одном отношении, а в другом — глубоко спать. Например, можно так увлечься вспоминанием себя как эмоционально-двигательного аппарата, что забыть, зачем и куда ты пришел.

Ко мне в гости как-то пришли двое молодых людей, принадлежащих к известной гюрджиевской школе. Вели они себя внешне безукоризненно, каждое движение было целенаправленно и осознанно. Но при этом, они, казалось, забыли зачем и куда они пришли, и были совершенно выключены из ситуации. Создавалось впечатление, что они любуются своим совершенством. Возможно, у них просто не хватало внимания ни на что другое, кроме отслеживания своих движений.

Для меня это пример, так сказать, более «механического самовспоминания». Более высокий уровень самовспоминания предполагает отказ от себя, выход за пределы личностных качеств, своего рода самопожертвование. Внимание сосредоточено уже не только на себе — оно пытается вырваться в целостность. В случае с гостями из гюрджиевской школы это означало бы, как минимум, внимание к ситуации в целом, а не исключительно к собственным ощущениям или движениям.

  1. Комментариев нет.
  1. 3 марта, 2009 в 12:20

Оставьте комментарий