Главная > Духовная культура > Источники мистического чувства и опыта

Источники мистического чувства и опыта


Самые развитые и утонченные качества человека опираются на какие-то базовые навыки или инстинкты. Мистические переживания, видимо, тоже имеют такого рода основу, присущую нам с детства.
1) Ощущение благодетельного, даже если порой невидимого, Присутствия. Это одно из самых ранних переживаний ребенка, который чувствует, что родители где-то рядом. В религиозной и мистической литературе этому ощущению соответствуют образы любящего небесного Отца (или Матери-заступницы, в христианстве Богоматери). «Он любит их, а они любят Его (Коран, 58:22); «… знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду» (Мф. 6:7) Также это может быть Друг или Возлюбленная (персидская суфийская поэзия).
2) Отсутствие четкой границы между психикой ребенка и средой, поскольку его “я” еще не сформировалось. Это так называемое океаническое чувство, продолженность человека в мир. В духовной традиции на этом переживании строится столь важная тема отказа от своего “я» и слияния с Всеобщим. В качестве метафоры здесь часто выступает волна и океан; волна перестает чувствовать свою отдельность и воспринимает мир глазами Океана.
3) Связанное с предыдущим пунктом ощущение всесилия. Между желаниями и их реализацией нет зазора или он незначителен — хотя бы потому, что желаний не так много и они относительно легко выполнимы.
Это богоподобное чувство всемогущества: «Он говорит будь — и оно бывает”(Коран, 6:73). Тот аспект духовной традиции, который связан с аскезой, можно истолковать как попытку вернуться в это состояние посредством уменьшения и упрощения желаний.
4) Характерное для чуть более поздней стадии развития ребенка удивление и восхищение от обнаружения новых объектов и связей между ними порождает мистическое изумление, предстояние перед Тайной. Как об этом пишет Э.Ионеску: «Когда изумление переполняет меня, я ни в чем уже больше не сомневаюсь. Я уверен что рожден для вечности, что смерти не существует и что всё чудо. Сияющее присутствие. Я благодарный свидетель и участник этого Богоявления».

* * *

К пп. 2 и 3: «Ребенок управляет миром, прямо, действенностью своего крика, эффективно как никто. Заметьте: он не делает ни малейшей попытки разобраться в устройстве мира и своего тела, он сразу управляет им. Он не отделяет души от тела и тела от мира».

(В.В.Бибихин, курсы о Л.Витгенштейне. LW-9, 94)

* * *

«Воистину говорю вам, если вы не обратитесь и не станете как дети, не войдете вы в Царствие Небесное. (Мф.18:3) Мистический опыт у взрослых требует своего рода регрессии, возврата к детскому поведению. Ученик на духовном пути должен быть подобен послушному ребенку, безоговорочно принимая указания наставника и отказываясь от самостоятельных решений. Экстатические ритуалы (например, cуфийское сэма) сопровождают различные формы «детского” поведения — хлопки в ладоши, непроизвольные и странные телодвижения, выкрики. Естественно, интеллект как особенность более поздней стадии развития оказывается под подозрением.

Можно поставить вопрос о регрессивной форме мистицизма — попытке “впасть в детство” в буквальном смысле слова; эта попытка потенциально может носить деструктивный характер. Более утонченная и зрелая форма мистицизма также подразумевает возврат к первоначальной “детской” гармонии, но уже на новом этапе, когда гармония становится возможной в новом качестве — во взрослом мире, в социальной среде. И здесь для восстановления гармонии требуется участие интеллекта.

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: