Главная > Религия > Буддийский опыт полемики как средство избежать конфликта

Буддийский опыт полемики как средство избежать конфликта


Одной из важнейших причин успешной ассимиляции буддизма с местными верованиями, культами и традициями было отсутствие в нем единой догматики, жестко обязательной для всех. Он никогда не претендовал на универсальную значимость своих идей. «Пусть никто из вас двоих не пойдет по одному и тому же пути» – наставлял Будда. Он сравнивал людей с цветками лотоса. В одних прудах лотосы голубые, в других – розовые, в-третьих – белые. В каждом пруду есть еще не распустившиеся, полуоткрывшиеся и полностью раскрытые лотосы. Таковы и люди, а потому обращаться к ним следует, принимая во внимание их потенциальные возможности. Свое учение Будда рассматривал не как Истину, а как средство к ее достижению. Принцип упая каушалья (букв. «искусные средства») находит образное выражение в двух преданиях. Первое: Будда сравнивал себя с искусным врачом, использующим зонд и нож, чтобы вытащить из раны отравленную стрелу. Второе: Будда говорил о своем учении как о плоте, предназначенном для переправы, который следует отбросить, когда цель достигнута.

Указанный принцип означает, что не следует проявлять высокомерия к инакомыслящему, подвергать критике его убеждения. Напротив, надо постараться найти то общее, что имеется у тебя с оппонентом, использовать привычную для него фразеологию, вложив при этом в нее буддистские смыслы, искусно оперировать диалектикой и тем самым постепенно подвести собеседника к Истине.

Буддистский опыт полемики с оппонентами, адаптации и ассимиляции имеет особое значение в наше время, когда диалог разномыслящих, разноверующих и разноубежденных стал единственно возможным средством избежать конфликта цивилизаций, таящего в себе реальную угрозу самому существованию человечества.

Источник

  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Оставьте комментарий