Главная > Философия > Что такое философия

Что такое философия


…философия – это сфера осмысления, постижения бытия, которое всегда носит своеобразный, двойственный характер. Один вектор его направлен на рационально-теоретическое познание мира, а другой, напротив, связан с внерациональными способами постижения мира и духовной сущности человека. Поэтому поле ее исследования весьма широко: от научных истин и теорий, до проблемы религиозной веры и религии как особой формы духовной и социальной организации. Иначе говоря, это вся палитра проявлений человеческого духа.
Это и понимание мира, и самопонимание, личностное переживание бесконечного бытия конечными существами, в котором личность, социум и природа слиты в единое целое.

Источник

Также по теме: Философские чувства

* * *

Философия и мудрость

Философские размышления, свойственные индивидам, не являющимся профессионалами-философами, и формируют то, что принято называть мудростью. С другой стороны, специалисты-философы, размышляя над проблемами своей области знания, способны (конечно, далеко не все философы) достигать такого уровня отношения к бытию, который соотносится с понятием «мудрость».


О содержании понятия «мудрость» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова говорится: «Мудрость… Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даля поясняется: Мудрость — это «соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства». «Философский словарь», изданный в ФРГ, поместил в соответствующей статье фрагмент из книги Н.Гартмана «Этика» с раскрытием существа мудрости. Мудрость, по Н. Гартману, — это «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью» (М., 1974. С. 700).

Любопытным представляется буквальное значение слова «философия» = от греч. phileo — люблю + sophia — мудрость, — любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания». В этом смысле оно употреблялось Фукидидом, Сократом и др. представителями античной культуры. До нас дошло как предание, будто Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости: сама мудрость (как и знание) дана лишь Богам, а человек должен удовлетвориться только стремлением к мудрости (к знанию). Отсюда и «философия» как любовь (или стремление) к мудрости.

* * *

Философия могла бы быть определена как интегральное слияние (или встреча) четырех кардинальных модусов знания: науки, искусства, морали и мистики.

А.Мерсье

Источник

* * *

Что такое жить философией? – этот вопрос Пьер Адо считает фундаментальным для каждого мыслителя, поскольку философия – это прежде всего опыт. И только тот, кто сумел сделать философию неотъемлемой и самой важной частью своей экзистенции, вправе называть себя философом. Адо воспринимает речи античных мыслителей как «духовные упражнения» (античный философ не информировал, а формировал, воспитывал – на основании παιδεία), а их трактаты как протрептики (греч. προτρεπτικός — увещевание), философский зов, приглашение к мысли, побуждение к философии – не как к созданию законченных теорий, а как к преображению всей экзистенции в процессе размышления. “Лично я определил бы духовное упражнение, – говорит Адо, – как волевую личностную практику, предназначенную для осуществления преобразования индивидуума, самотрансформацию” . Сократовское (или платоновское) определение философии как “упражнения в умирании” Пьер Адо трактует следующим образом: “Упражняться в умирании это упражняться в жизни по-настоящему, то есть в том, чтобы превзойти “себя частичного и пристрастного”, возвыситься до “видения сверху”, к “универсальной перспективе”. Иными словами, философствовать – это выйти за границы субъектности, осуществить переход от индивидуального к универсальному и архетипическому.

Н.Сперанская

*

“Упражняться в умирании это упражняться в жизни по-настоящему”.

Ср. основанный на хадисе суфийский принцип «умри до смерти» (или: «умри прежде, чем ты умрешь»).

* * *

Что такое университетская философия

Итак, философия в университете ныне — это либо «история философии», либо «служанка естественных наук». Остальное перебегает на кафедры литературоведения, культурологии и истории. «Религиозная философия» и вовсе остается за пределами университетов, выброшенная в зазор между «философией» и «теологией». Ее структурные пристанища — неформальные учебные заведения типа «института Наропы». Философией — в том смысле, как ее понимали, например, эллины эпохи Платона или русские философы Серебряного века — в университете заниматься как-то не принято. Принято заниматься даже не игрой в бисер, а поисками и шлифовкой бисеринок в архивах — или рефлексиями на тему методологии науки, пытаясь по возможности закрывать глаза на происшедшую смену парадигмы (а то выйдет скандал, обвинят в метафизическом блуде и вытолкают из академии взашей).

Университеты — место, где более «не учат главному».

http://exitum.org/philosophia/280-tendentsiya-filosofiya-tajnoe-znanie-universitet-remeslennoe-uchilishche.html

* * *

…собственая позиция Пьера Адо также максимально сближает религиозно-мистические практики и философию, ибо последнюю он рассматривает как особый вид «духовных упражнений». Это еще один момент внутренней близости этих двух мыслителей. Интерес, проявленный Адо к работе Булгакова, поэтому нисколько не случаен. Он увидел в русском мыслителе «резонансную» (в указанном смысле) по отношению к себе самому фигуру.

Работа о. Сергия содержит и некоторые логические уроки для философской мысли. Один из них мы видим в том, что сам ее автор определил как «трагедию бессилия абсолютности» … Сильно не абсолютное абсолютное, то есть абстрактноепонятие, а живая личная конкретная реальность. А она логически определима не через предикат абсолютности (предписывающий ее субъекту быть ни от чего независимым, причем так, что все другое оказывается от него в полной зависимости), а через «гибридный» предикат абсолютности-неабсолютности. Это на религиозно-интуитивном языке выражается словами «кеносис», «любовь», «щедрость», «дар самоотдачи»… Есть и другие слова, ориентирующие дух в этом же направлении — «смирение», «смиренномудрие»… Так вот, философствование скромное, смиренное, философствование в тихом свете мудрости и есть самое подлинное философствование.

Отсюда

* * *

«Я думаю, в науке — и раз уж на то пошло в философии — есть только один путь: найти проблему, увидеть ее красоту и влюбиться в нее; затем жениться на ней, жить долго и счастливо и умереть в один день — если, конечно, вы не встретите другую, еще более прекрасную проблему или, паче чаяния, не найдете решение. Но даже если вы и вправду найдете решение своей проблемы, вы обнаружите целое семейство проблем-отпрысков».

Сэр Карл Раймунд Поппер

Отсюда

* * *

Работая над этой книгой, мы шли к своей Теме с разных сторон, то есть от разных предметов, один — от истории европейской философии (прежде всего, от Декарта и Канта), другой — от буддологии (прежде всего, от сутр Большой Колесницы и трактатов Асанги)   <…>

Оба мы совершенно уверены, что есть (не «существует», а «есть»!) одна философия, по-разному выполненная в текстах разных стран, культур, времен и личностей. Просто одна и та же действующая в ней сила вспыхивала в мире как разные имена.

M. K. МАМАРДАШВИЛИ, А. М. ПЯТИГОРСКИЙ

СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ О СОЗНАНИИ, СИМВОЛИКЕ И ЯЗЫКЕ

Источник

* * *

«… философия, как дело кабинета, дело «ума», не привилась у нас, как не было ее и в античной обстановке. Наши философы стремятся быть не столько умными, как мудрыми, не столько мыслителями, как мудрецами.  […] Стремление нравственное, сознание религиозное, деятельность не головою только, но и всеми органами духа, одним словом, — жизнь вне кабинета только и представляется нам жизнью до-дна серьезною, всецело достойною».

Павел Флоренский. Сочинения., Изд. “Мысль”, 1994. т. 1, ст. “О цели и смысле прогресса”.

* * *

[Обсуждение в форуме]

 

Реклама
Рубрики:Философия Метки:
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s