Главная > Духовная культура > «Мистерия» Скрябина. Теософия и воздействие на судьбу человечества

«Мистерия» Скрябина. Теософия и воздействие на судьбу человечества


Дело в том, что Скрябин был, как это теперь становится все более и более известным, потому что в советское время это замалчивалось, теософом и находился под очень сильным влиянием учения мадам Блаватской со всеми вытекающими последствиями. Он был не просто теософом по своим убеждениям личностным, но он был теософом, который старался воплотить идеи теософские в своей музыке. В частности, он задумал произведение под названием «Мистерия», которое должно было стать неким грандиозным действом синтетического характера, в котором объединилось бы искусство и должно было бы, будучи исполненным, изменить вообще судьбу человечества, все должно было пойти совершенно по-другому. Каким точно образом, Скрябин не знал, но предполагал и предчувствовал, что исполнение его «Мистерии» произведет тектоническое воздействие, он был в этом абсолютно убежден. И исполнение это должно было происходить ни в какой другой стране, как в Индии. И с этой целью там должен быть построен специальный храм для исполнения «Мистерии» Скрябина <…>

Скрябин был культовой фигурой, сейчас уже об этом забывают. Его популярность и влияние в интеллигентских кругах были огромными.  Вспомните отношение к Скрябину Пастернака.

Отсюда

* * *

Скрябин мыслил Мистерию как [эсхатологическое] событие, которое наступит после того, как процесс погружения в материю достигнет последнего предела, — именно с крайней точки нисхождения, с тотального низвержения во мрак, начнется обратный процесс – дематериализация и стремительное восхождение, экстаз и достижение богоподобия. «Наступит эра, — пророчествовал Скрябин — когда все духовные интересы угаснут, когда вся мистика улетучится, кроме как в небольшом очаге. Наступит время страшнейшей прозы, полного погружения в материальный план, полной утраты всякой духовности». Воистину, был прав Григорий Нисский, учивший, что когда мы наконец достигнем границы зла, мы вновь заживем в свете. Кто должен был стать участником Мистерии и Предварительного Действа? Композитор признавался Сабанееву, что ему не нужны никакие слушатели. Участники действа виделись Скрябину как адепты, занимающие разные ступени иерархической лестницы посвящений. «Я хочу, чтобы это было исполнение строго эзотерическое, чтобы никого не было посторонних», — писал Скрябин. Время от времени он впадал в отчаяние, опасаясь, что не успеет создать Мистерию. Не зная никакого отдыха, композитор полностью отдался во власть охватившей его силы. Профетическая миссия открылась Скрябину в исполнении синтеза философии, религии и искусства (со страданием), т.е. в Вечной Мистерии, дионисийской мистерии страдающего божества. Скрябин считал, что участники Мистерии сохранили память об изначальной космогонической драме, что они онтологически приобщены к Мистерии, что они – те немногие избранные, которые «принимают решение за все человечество втайне» (Вяч.Иванов). И их решение – это решение о конце мировой истории.

Натэлла Сперанская
Фрагменты книги «Дионис преследуемый»

* * *

[Обсуждение в форуме]

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s