Главная > Суфизм > Умри прежде, чем ты умрешь

Умри прежде, чем ты умрешь


Один из наиболее часто цитируемых суфиями хадисов:  “умри прежде, чем ты умрешь”.

* * *

Человек умирает только раз в жизни и потому, не имея опыта, умирает неудачно. Человек не умеет умирать, и смерть его происходит ощупью,  в     потемках. Но смерть, как и всякая деятельность, требует навыка.   Чтобы    умереть вполне благополучно, надо знать, как умирать, надо   приобрести    навык умирания, надо выучиться смерти. А для этого    необходимо умирать    еще при жизни, под руководством людей опытных,  уже   умиравших. Этот-то опыт  с м е р т и  и дается подвижничеством. В   древности училищем смерти были мистерии.

У древних переход в иной мир мыслился: л и б о  как   р а з р ы в, как провал, как ниспадение, л и б о  как   в о с х и щ е н и е. В сущности, все мистерийные обряды имели целью уничтожить смерть как разрыв. Тот, кто сумел умереть при жизни, он не  п р о в а л и в а е  т с я   в преисподнюю, а  п е р е х о д и т   в иной мир. Посвященный не увидит смерти – вот затаенное чаяние мистерий. Не то, чтобы он оставался  вечно здесь; но он иначе воспринимает кончину, чем  не-посвященный. Для  не-посвященного загробная жизнь – это абсолютно     новая страна, в которой  он не умеет разобраться, — в которую он     рождается как младенец, не  имеющий ни опыта, ни руководителей.     Посвященному же эта страна уже  знакома, — он уже бывал в ней, уже     осматривал ее, хотя бы издали и под  руководством людей опытных.

Он уже знает все пути и перепутья  потустороннего  царства и переходит туда   не   беспомощным младенцем, а  юношей или  даже взрослым мужем. Он, как     говорили древние, знает карту  иного  мира и знает наименования     потусторонних вещей. И потому он не растеряется и не запутается там, где от неожиданности толчка и по неопытности, придя в себя после глубокого духовного обморока, не-посвященный не найдется, как поступить, и не поймет, что делать. Этот-то переход в иное царство, при     жизни ли или в конце ее, совершается  Гарпиями. Демоны или,   по-нашему,   ангелы экстаза уносят туда душу чрез  восхищение ее,   восхищают ее.   Иногда восхищенная душа  возвращается  обратно, иногда   нет. Но и в   последнем случае, повторяю, это не было  смертью, а было   похищением души   в иной мир. Вот почему это ухождение  отсюда чрез   экстаз, чрез   восхищение древними противополагалось смерти:  тот, кто   при жизни умер   для мира, т.е. получил дар восхищаться в миры  иные, —   тот вкусил бессмертия и, следовательно, умереть не может.

О. Павел Флоренский.  Отрывок из книги «Не восхищением неищева». 1915.

Также:
Тема недели: Десант на тот свет

* * *

[Обсуждение в форуме]

Реклама
  1. Саша
    Февраль 12, 2014 в 09:49

    А как вы понимаете этот переход? Написано Павлом не совсем понятно. Если перевести с птичьего на человечий язык, в чем смысл — умереть для мира?

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s