Дух стихии


Люди раньше поклонялись духам стихий — воды, земли, воздуха.

Что такое «дух воды», если посмотреть на этот вопрос с современной точки зрения? Дух это скрытые сущностные свойства стихии — то, что проявляется при погружении в воду. Плавники рыб выявляют скрытые свойства воды, позволяя рыбе плавать.

Что такое «дух воздуха»? Эта его скрытая  особенность, о которой мы узнаем, глядя на полет птиц. Крыло повествует о  том, что является сутью воздуха для птицы. Если бы не существовало духа  воздуха, если бы птица не была погружена в эту стихию, крыло бы не  возникло. Крыло — доказательство существовани духа воздуха.

Cуществование  разума говорит о том, что в космосе должен присутствовать разумный дух,  который проявляет свои скрытые сущностные качества в человеке. Человек  погружен в скрытую стихию, и только благодаря духу этой стихии он  разумен и одухотворен. «Где-то в недрах мироздания должен быть источник  тех ментальных и духовных состояний, которые мы обнаруживаем в себе».  (М.Эпштейн)

Трудно или невозможно было бы показать, что этот дух носит личностный характер (только сверхличностный очевиден)  и является знакомым нам Богом религий. Но нет сомнения, что он незримо  присутствует в космосе, делая существование личности, как и любую  субъективность, возможной. Его присутствие раскрывается в бытии человека, погруженного в космическую стихию, и в человеческой истории.

* * *

На сходную тему из «Золотого Века»:

Представляется правомочным задать вопрос: какие особенности нашего мира сделали возможным появление духовного человека? Один из основных вопросов духовной культуры можно сформулировать так: “каким образом возможен духовный человек?” Если жизнь тела поддерживается специфическими свойствами природы, то возможно, что и жизнь духа возникает и поддерживается благодаря определенным космическим силам “неравнодушной природы”. Дух есть природное [или: проявленное в природе] явление. Существование духовного человека возможно, поскольку мир проникнут Духом.

* * *

Вопрос — Дух ли то, о чём идёт речь. Птица сигнализирует о существовании более «простого» явления — воздуха. Соответственно разум должен сигнализировать о некоей более простой среде. Скажем — о сознании-восприятии. Видимо, оно и является основой и средой для разума.

Можно и так подойти. Человек смотрит в небо, видит там птицу и понимает, что птица летит в воздухе,  а не в безвоздушном пространстве.

Или: человек смотрит в небо, видит птицу и понимает, что птица с  ее крыльями приспособлена к полету; крыло, в соответствии с законами аэродинамики, отражает и использует скрытые свойства воздуха. А без этого не взлететь. И птица «знала» эти свойства воздуха задолго до того, как о них узнали конструкторы самолетов (полет птиц изучается до сих пор) — то есть особенности взаимодействия крыла и воздуха отнюдь не очевидны.

* * *

У меня в саду между деревьями натянута прозрачная леска. Ее практически не видно, и когда ранней весной заходишь в сад, кажется, что ее нет. Потом эту леску нащупывает плющ, и к концу лета или через пару лет на месте лески я вижу зеленые заросли, которые как бы повисли в воздухе.

Леска — скрытая особенность, неявленная структура моего садового мира. Эта потаенная особенность становится проявленной благодаря появлению живого. Когда живое начинает взаимодействовать со скрытым устройством моего мира, тайное становится проявленным — не непосредственно, но опосредованно, благодаря приспособившейся к скрытому жизни.

Человечество, вынужденное приспосабливаться к миру — на более поздних этапах прежде всего посредством техники (в широком смысле этого слова) — занимается тем же самым, раскрытием потаенного.

По Хайдеггеру, «Техника — вид раскрытия потаенности. Если мы будем иметь это в виду, то в существе техники нам откроется совсем другая область. Это — область выведения из потаенности, осуществления истины». (М.Хайдеггер.»Вопрос о технике». Подробнее здесь. «Когда-то словом “техне” называлось и то раскрытие потаенного, которое выводит истину к сиянию явленности».)

Также по теме: Спрятанное сокровище. (Ключевые темы 1.1)

* * *

[Небесный Адам Кадмон как парадигма земного человека]

Мир «Адам Кадмон» называется «Адам», потому что его строение (сфирот йошер со светом отдачи) — это корень (зародыш) человека нашего мира. здесь

*

[Адам Кадмон и Пуруша]

Адам Кадмон («Адам первоначальный», «человек первоначальный»), в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времён как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности). Представление об А. К,- иудаистический вариант гностической мифологемы антропоса; как и последняя, оно соотносимо с образами  Пуруши и Гайомарта в индо-иранской традиции. Его специфика выявляется в контексте интерпретации библейского рассказа о сотворении человека (см. Адам): некоторые толкователи различали Адама, созданного из земли (Быт. 2, 7), и Адама, сотворённого «по образу и подобию божьему» (1, 27). Эти слова воспринимались как указание на соединение в А. К. мужского и женского начал (очень древний и распространённый мифологический мотив двуполости первочеловека). Но эти же слова подвергались сомнению в связи с усилением веры в трансцендентность бога; поэтому возникло толкование (приписываемое рабби Акибе, 1-2 вв.), согласно которому человек был сотворён «по образу» не бога, но А. К. Филон Александрийский (1 в. до н.э.-1 в. н.э.) соединил эти представления с платоновской концепцией идеи как вневременного образца вещи: «небесный человек» (который, между прочим, изъят из разделения на мужской и женский пол) есть идеальная парадигма «земного человека». Полное развитие мифологема А. К. получила в пантеистически окрашенной каббалистической мистике 13-18 вв., трактующей А. К. как онтологически необходимое соединительное звено между абсолютно бескачественной и неопределимой беспредельностью бога и его самоопределением через полагаемые им же формы. В «Зогаре» («Книга сияния», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому) говорится, что «образ человека заключает в себе все миры горние и дольние» и что образ этот избран «святым старцем» (т. е. богом) для себя самого (талмудический трактат «Ядра рабба» 144 а). Символ А. К. был воспринят эклектической символикой масонства, где он соотносился с эмблемой шестиконечной звезды, т. н. Давидова щита (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»).

С.С.Аверинцев

Отсюда

* * *

Человечество, вынужденное приспосабливаться к миру … занимается … раскрытием потаенного.

Разные области мозга менялись неодинаково. На первом месте по скорости и масштабу изменений стоит лобная доля. Она, что приятно, отвечает за мышление. Источник

*

…в действительности совершенство Божественной Любви проявляет себя как Вселенский Разум; совершенство Любви — то же самое, что и Вселенский Разум.

Дж.Нурбахш. Путь. Духовная практика суфизма.М.2007.C.78.

* * *

[Обсуждение в форуме]

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s