Главная > Суфизм > “Очищение-уподобление” (танзих‑ташбих)

“Очищение-уподобление” (танзих‑ташбих)


если Бог проявлен в мире, то мир наполнен духом и потому бессмысленно отрицать тварный мир и его ценности. С другой стороны, попадание духа в мирское может вести к упрощению и вульгаризации идеи Бога. Ташбих * — танзих** исламской теологии: Бог ни с чем несравнимый полностью чужд миру, поэтому такой мир безбожен. Но если Бог погружается в мир, он как бы перестает быть Абсолютом.

—————————-

* Ташбих — уподобление, сравнение Бога с чем-либо; антропоморфизм; фантазия.

** Танзих — учение об очищении: Бог по сути своей не может быть подобен своим творениям.

Модель «очищение-уподобление» (танзих‑ташбих) служит исходным образцом выстраивания отношений между важнейшими категориями традиционных теоретических дисциплин исламской культуры. Это объясняется тем, что два ключевых понятия (Бог и множественный мир) являются исходными допущениями для мировоззренческих основоположений ведущих интеллектуальных направлений арабо-мусульманской культуры. Эти понятия являются универсалиями исламской культуры: отношение между этими двумя противоположностями (Бог и зависимый от него множественный мир) задают горизонт всякого рассуждения. <…>

Противоречивый тезис об одновременной трансцендентности и имманентности единого Бога множественному миру, утверждаемый  Кораном и впервые тематизированный ранними теологами в виде пары сопряженных терминов «очищение [Бога от свойств мира]-уподобление [Его миру]» (танзих‑ташбих), почти сразу превратился в парадигму организации фундаментальных понятий ведущих интеллектуальных отраслей исламской культуры – коранических дисциплин, философии, мусульманской историографии, социально-политической мысли, морали и т.д. – как в классическую эпоху этой культуры, так и на современном этапе развития мусульманского мира. Это выражается в напряженном отношении между религиозным фундаментализмом и светской идеологией, в проблеме соотношения «нормативного ислама» и локальных форм бытования ислама, в конфликте исламской морали (и шире – образа поведения) и норм секуляризованного/светского общества и т.д.

И.Р.Насыров. Пара понятий “очищение-уподобление” (танзих‑ташбих) как модель функционирования исламской культуры

Отсюда

* * *

Не очень понятно, каким образом «противоречивый тезис» «выражается» во всём вышеперечисленном.

Да, по ссылке только тезисы, которые, видимо, расшифровываются где-то еще.

Можно предположить, что для автора противопоставление ташбих-танзих поясняет противоречие между светским и религиозным. Светская позиция предполагает наличие Бога в миру, а религиозно-аскетическая делает акцент на Его несравнимости.

Но какая здесь связь с проблемой «соотношения «нормативного ислама» и локальных форм бытования ислама» можно только догадываться.

Честно говоря, в описании танзих видится противоречие: утверждение апофатичности Аллаха должно исключать ассоциирование с «гневом», наказанием и проч., поскольку гнев это уже проявление близости (о чём кстати и говорится в статье, посвящённой ташбих).

Трезвость же [в противоположность опьяненности] позволяет провести четкое различие между Богом и тварным миром, а также спокойно и тщательно провести границу между правильным и неправильным, прекрасным и уродливым. Она соотносится с предельным различением между Создателем и Его творениями и ассоциируется с восхищением, оцепенением и страхом. Это ответная человеческая реакция на Божественные имена, которые говорят о Божественном величии, славе, великолепии, могуществе, гневе и мщении.

Восприятие Божественной отчужденности позволяет четко осознать разницу между слугой и Господином… <…> Те, кто испытывают  внутреннее единство, дерзко уверены в Божьем милосердии, а те, кто испытывают вселяющую трепет отдаленность Бога, продолжают опасаться Его гнева.

Уильям Читтик.Суфизм.Руководство для начинающего.М.,2012.С.53,54.

* * *

Трепещут не перед трансцендентным как таковым, я подозреваю, а перед фактом отсутствия  Божества. То есть это человеческая реакция на отчужденность и  беззащитность в страшном, безбожном мире.

Если Бога нет в этом мире, то все теряет смысл (по крайней мере, в рамках монотеистической  парадигмы). Бог выступает гарантом милосердия, справедливости, делает мир осмысленным и познаваемым. Без Него — мрак и скрежет зубовный, то есть ад, место, где Его присутствие наименее ощущается.

* * *

То есть это человеческая реакция на отчужденность и  беззащитность в страшном, безбожном мире.  Многие люди не верят в Бога и не видят никакие его проявления, при этом не испытывают никаких негативных переживаний. Поэтому некорректно говорить что это человеческая реакция

Конечно, не все находятся в рамках этой самой «монотеистической парадигмы».

При этом тема требует более внимательного исследования. Не исключено, что страх безбожного мира первичен, но некоторым удается найти «замену» Бога — то есть опять же, нечто сопоставимое с Высшей Реальностью — подобие Бога, ташбих.

Реклама
Рубрики:Суфизм Метки:
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s