Главная > Четвертый Путь > У кого учиться. Критерий знание или бытие?

У кого учиться. Критерий знание или бытие?


На том уровне, где мы находимся, мы можем судить о знании людей, но не об их бытии. Мы можем видеть безошибочно, кто знает больше. Но в бытии мы легко можем ошибиться. Допустим, вы встречаете кого-либо, кто знает больше, чем вы, но вы подозреваете, что его бытие ниже. Вы ошибаетесь, ибо не ваше дело судить о его бытии. Оставьте его бытие в покое и попытайтесь поучиться у него. Мы не способны видеть уровни бытия более высокие, чем наш собственный; мы можем судить об уровне бытия только на том же уровне, что и наш, или более низком. Важно помнить этот принцип.

ПДУ.ЧП.Гл.2

Если мы встречаем людей более высокого уровня, мы не распознаем их бытия, но мы можем распознать их знание.

Там же Гл.11

* * *

разве истина заключена в знании чего либо?

Речь идет о практическом вопросе: как распознать того, кто поможет нам приблизиться к истине. Гадания о его уровне бытия в этом помогают меньше, c точки зрения Успенского, чем более простой вопрос о знаниях этого человека.

Это связано с тем, что, согласно У., мы не можем определить уровень чьего-либо бытия, если он выше нашего. А уровень знания — можем.

Не смотри, как я выгляжу;
Бери то, что в моей руке.

Руми

* * *

Если человек не слишком изощрен, а среди искателей таких немного (в отличие от «находителей»), ему трудно будет отличить статусные проявления персоны от уровня бытия.

Говори как «власть имеющий» — и большинством искателей это будет истолковываться как духовное достижение. Окружи себя свитой, и подсознание будет подсказывать, что это не просто так, уважаемый человек наверняка выше других. Веди себя как социопат — и люди будут впечатлены: он не зависит от мнения людей. Миллионы людей готовы уверовать в диктатора, политического или духовного, если у него гипнотические непрекаемые интонации и примитивные, понятные идеи.

Обычному человеку крайне сложно отличить реакцию на подобное манипулирование от «вкуса наставничества».

* * *

В форуме регулярно встречаются персонажи, которые путаются даже в уровнях знания, не то что бытия.

* * *

я ориентируюсь на свой магнетический центр. то что созвучно мне к этому прислушиваюсь

И с этим ориентиром могут быть проблемы:

…некоторые из этих идей… столь искажены, что они могут образовать ложный магнетический центр. Магнетический центр должен быть очень однородным и очень здоровым, чтобы вести куда-либо, иначе он является только препятствием и ничем больше. …вы можете быть правы или ошибаться, это зависит от вашего магнетического центра. Если магнетический центр правилен, вы готовы к распознаванию правильных вещей; если он ложен, вы можете найти совершенно ложную школу. Это происходит ежедневно. Почему существует так много необоснованных и ложных школ, без какого-либо материала? Потому что люди имеют ложный магнетический центр. Например, может случиться, что человек с ложно сформированным магнетическим центром может натолкнуться на школу, которая претендует на связь с эзотеризмом, тогда как в действительности никакой связи не существует. В этом случае влияния, которые должны были быть влияниями третьего рода, становятся влияниями первого рода, то есть никуда не ведущими.

В. Существует ли способ для того, чтобы распознать это?

О. Только по результатам. Но даже если люди имеют ложные результаты, если они имеют ложный магнетический центр, они убеждают себя, что результаты хорошие. Каждый может обмануть себя в чем угодно.

ПДУ. ЧП

* * *

А вы можете определить уровень человеческого бытия?

Загляните сюда:
Что такое уровень бытия и возможно ли его оценить?

Мои соображения по теме здесь

* * *

Успенский например тоже нашел ГИГа а не кого там еще очень умного и красиво говорящего. Rак и сам ГИГ находил своих наставников не из числа сладкоголосых …

Красноречие не столь существенно, без сомнения. Но все же не стоит делать из Г. «не очень умного» или «некрасиво говорящего».

При первой встрече Успенский, c его дисциплинированным умом, отмечает: «Мне понравилась его манера выражения, тщательная и точная«. (ВПЧ. Гл.1). Георгий Иванович был не промах и в этом.

Но в первую очередь Гурджиев впечатлил Успенского своими знаниями. Успенский и сам знал немало, больше, чем большинство людей вокруг, а потому мог оценить, что уровень знания у Гурджиева выше любого из известных ему людей:

«Очень скоро стало ясно, что он знал очень многое из того, что мне так хотелось узнать». (ВПЧ.Гл.1)

То есть в первую очередь именно уровень знаний Г., наряду с общим впечатлением, которое он производил, вызвали интерес Успенского.

* * *

..Другой подход может быть в том что человек воспринимает учителя как некий идеал личности итд…и он хочет быть таким же как он…т.е. ему важны не знания учителя а возможность на деле на практике стать ему подобным…

Обратите внимание, что Гюрджиев не очень-то помогал потенциальным ученикам в этом плане и не создавал для них образа идеальной личности. Скорее, наоборот. Взять хотя бы историю о бессмысленном хвастовстве и «обмане» Г.:

… он заговорил о чрезмерных затратах, связанных с работой, о высокой цене за нанятое помещение, куда, как я сообразил, мы с ним ехали; далее он сказал, что его работой интересуются многие известные москвичи – «профессора» и «художники», как он выразился. Но когда я спросил, кто именно эти люди, он не назвал ни одной фамилии. — Я спрашиваю об этом, – сказал я, – потому что родился в Москве; кроме того, я в течение десяти лет работал здесь в газетах, так что знаю в Москве почти всех.

Гурджиев и на это ничего не ответил.

Мы вошли в большую пустую квартиру, расположенную над школой городской управы; по-видимому, она принадлежала учителям этой школы. Это было где-то на месте бывших Красных Прудов.

В квартире находилось несколько учеников Гурджиева – три-четыре молодых человека и две девушки, обе похожие на учительниц. Я и раньше бывал в таких квартирах. Отсутствие мебели укрепило моё предположение, так как учительницам городской управы мебели не давали. При этой мысли мне стало как-то неловко смотреть на Гурджиева. Зачем он говорил об огромных затратах на квартиру? Во-первых, квартира была не его; во-вторых, за неё не взималась плата; в-третьих, она стоила не более пятидесяти рублей в месяц. Этот очевидный обман был настолько необычен, что я тут же заподозрил в нём какой-то особый смысл.(ВПЧ.1)

Если бы Успенский повелся на эту ситуацию (как, я подозреваю, произошло с некоторыми другими искателями), если бы он ориентировался на свое восприятие личностных качеств Гюрджиева и его «уровень бытия», то следующая встреча просто бы не состоялась.

Уровень знания Г. оказался более надежным компасом для Успенского, чем туманные представления о личности учителя и его бытии.

* * *

[Обсуждение в форуме]

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s