Главная > Четвертый Путь > Существуют ли в СВ степени

Существуют ли в СВ степени


Одна позиция такая: СВ может быть более или менее постоянным, но не меняется по интенсивности — либо оно есть, либо его нет.

Другая позиция — в СВ есть разные степени интенсивности.

Третья позиция — вводится понятие «широты присутствия».

«Степеней» не знаю, а широта присутствия (пребывания в моменте) может быть разной и никогда не сто процентов…. Лучше не ширина, а конкретность. Помнить «я есть» , или помнить «я есть такой-то, там-то, делаю то-то».

Аргумент от эмоции (необходимой для СВ)

… если Вы хотите сказать, что присутствие не имеет полутонов — либо оно есть, либо его нет, то не могу с Вами согласиться. В присутствии, как и в почти любом опыте человека, есть разные степени. Например, разная эмоциональная наполненность, фокусировка внимания и т.п.

Тезис: СВ не связано с эмоциями:

Момент здесь и сейчас не зависит от эмоциональной наполненности, этот момент может присутствовать в жизни человека только в том случае,если человек помнит себя.Так же момент ЗИС это не часть времени. Если человек постоянно пребывает в ЗИС,если он постоянно осознан, то он находится в вечности.

Но Успенский пишет, что для СВ нужна особая эмоция —  и эмоции всегда имеют различные уровни интенсивности.

Об этом:
Самовспоминание и эмоции / ощущения

* * *

Аргумент от внимания:

В случае СВ речь идет о внимании. Это произвольное переключение внимания на себя. Речь идет, по крайней мере, в начале, об обычном психологическом внимании, которое более или менее изучено. Так вот, у внимания есть разные качества, в том числе степени.  Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта.

Источник

Аргумент от авторитета:

Одновременно с этим во мне само по себе и без какой-либо манипуляции с моей стороны появи­лось ощущение, так сказать, «самовспоминания», также никогда прежде не испытанной силы.

Г.Гюрджиев. Жизнь реальна…

Здесь я вижу явное указание на интенсивность переживания, а не на его длительность.

Еще одно косвенное указание из того же источника:

«Я не мог достичь состояния «самовспоми­нания», достаточного даже для того, что­бы остановить ассоциации, текущие во мне автоматически вследствие некото­рых нежелательных наследственных фак­торов моей природы».

Обратите внимание на слова «достаточного даже для того» — предположительно мог достичь достаточного для чего-то другого.

* * *

«Есть много разных форм Самовоспоминания, и Хитрому Человеку однажды дали следующее определение: «он тот, кто знает, как помнить себя разными способами в разные моменты»»

Моррис Николл. Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского.

* * *

О. В самовоспоминании нет ничего автоматического — каждый момент является усилием. Если оно достаточно глубоко и достаточно продолжительно, это одно дело, но если оно является только проблеском — этого недостаточно.

ПДУ. ЧП. Гл. 5

Очевидно, что для Успенского в самовспоминании существуют и продолжительность, и глубина.

* * *

В то же самое время вы найдете, что, если вы делаете достаточно усилий в течение достаточно продолжительного времени, вы сможете увеличить вашу способность к самовоспоминанию. Вы начнете вспоминать себя более глубоко

ПДУ.ЧП. Гл.3

* * *

В. Если человек не вспоминает себя, значит ли это, что он не имеет сознания?
О. Вы не вспоминаете себя; не человек, но вы. Если вы пытаетесь и не достигаете, это не значит, что вы не имеете сознания, а лишь то, что имеете его недостаточно. Только ваш собственный, хотя и ограниченный, опыт может показать степень сознания. Когда мы употребляем слово “самосознание”, мы подразумеваем некоторую степень, которая выше нашего обычного количества сознания. Мы имеем некоторое количество сознания, но оно недостаточно для выхода из нашего состояния.

* * *

…достичь реального значения самовоспоминания возможно только в очень эмоциональных состояниях…

ПДУ.ЧП.Гл.5

[То есть степень осознанности имеет разные значения и зависит от степени эмоциональности — wayter]

* * *

Мистический опыт и душевные переживания, подобно чувственным переживаниям, могут меняться: они могут  растягиваться, сужаться, становиться более четкими или размытыми.

Бернд Радке. Теологи и мистики. В кн.: Суфизм в Центральной Азии.СПб.2001.C.59.

* * *

[Обсуждение в форуме]

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s