Главная > Религия, Суфизм, Традиция > Эзотерическое христианство

Эзотерическое христианство


В каком отношении  к известному нам христианству находится излагаемое вами учение? — спросил кто-то из присутствующих.

— Я не  знаю,  что вам  известно о  христианстве,  —  ответил Гурджиев, подчеркнув  последнее  слово,  —  и  потребуется  много разговоров в течение долгого времени, чтобы выяснить,  что вы понимаете под этим словом.  Но ради тех,  кто  уже  знает,  я  скажу,  что   это,  если  угодно,   эзотерическое христианство.

ВПЧ гл.6

* * *

Существует точка зрения, что идеи учения в основном суфийского происхождения.

Существует также точка зрения, объединяющая эти две концепции — то есть указывающая на возможные христианские корни суфизма:

Исихазм и суфизм

Не только учение Джалаладдина Руми, но и зикр, сама и другие обряды тарикатов можно рассматривать как связанные с арианским и православным прошлым территорий Турции и Кавказа, с развитием восточными отцами, видимо, унаследованной от кумранитов, ессеев, терапевтов исихастской традиции, своеобразно интерпретированной затем тарикатами Малой Азии и Кавказа. (Не случайно первый паламитский император Иоанн Кантакузин так любил пляски дервишей). Непосредственной аналогией молитвенной практики исихазма является зикр хафи. При этом основная метафора суфизма — опьянение и вино, «зикр апеллирует к бессознательному», основная установка исихазма, наоборот, — трезвение, .[31″зоркая собранность сознания»] Практика тарикатов затем, в свою очередь оказала влияние на русское имяславие[36].

Википедия

Также по теме: Тайное учение в раннем христианстве

* * *

С другой стороны, и  суфизм мог «эзотерически» повлиять на христианство:

Молитва Иисусова известна множеству православных как молитвенное правило или как добавление к нему, как одна из форм поклонения, возможность мгновенной молитвенной сосредоточенности, доступная в любую минуту, при любых обстоятельствах.

Многие писали о физических аспектах молитвы, дыхательных упражнениях, внимании к биению сердца и целом ряде других, менее значительных черт. Добротолюбие полно подробных указаний о сердечной молитве, даже со ссылками на технические приемы, разработанные суфизмом. Древние и современные Отцы занимались этой темой и всегда приходили к одному выводу: никогда нельзя браться за физические упражнения без неукоснительного руководства со стороны духовного отца.

Школа молитвы. Антоний Сурожский

* * *

Кураев: в древней церкви была эзотерика

* * *

Встретил мысль, что в высказывании Иисуса «Я есмь путь и истина и жизнь»(Ин.14:6)  Я есмь следует понимать как бы в гурджиевском смысле. То есть осознанность и присутствие суть истина и жизнь.
*
Имя Бога «Я есмь сущий» было открыто Моисею из неопалимой купины.
*
Тетраграмматон: יהוה‎ (Йа́hвh, Я́hве, YHWH, Иегова). Тетраграмматон поясняется изречением Эhьe(h) aшer Эhьe(h) — (Я) Есмь, Который Есмь (в синодальном переводе — Сущий) (Исх. 3:11-15). (Отсюда)

* * *

[Обсуждение в форуме]

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s