Главная > Суфизм > Буддизм и суфизм. Параллели

Буддизм и суфизм. Параллели


Зикр (памятование; ср. практику памятования в буддизме и трезвение в исихазме) – очень важный суфийский метод…

Суфийские ордена в значительной степени напоминают по своему типу и происхождению школы китайского и тибетского буддизма (в первом к ним ближе всего чань, во втором – кагью-па).

Е.А.Торчинов

Источник

* * *

Надо заметить, что для ислама в целом не характерна вертикаль власти, как, например, в христианстве. Существуют авторитетные религиозные фигуры, но нет никакого аналога папы римского (или Папы Римского). Аналогичным образом, суфийские ордены складывались вокруг авторитетных наставников. Не было давления встраивать их в единую общеисламскаую иерархию по причине отсутствия последней. Я хочу сказать, что «горизонтальная организация» в данном случае, скорее, результат существующего общественно-религиозного устройства, чем какой-то характерной черты самого суфизма.

* * *

Феномен же не-иерархичности ислама в целом сам по себе интересен и даже странен, поскольку ислам это религия откровения, да ещё и с центральной фигурой, а значит должна быть ортодоксия и соответственно держатели ортодоксии со всей вытекающей иерархией.

Иудаизм — религия откровения, центральная фигура (Моисей) имеется, но иерархии, сравнимой с христианской, тоже нет. Каббалисты или хасиды в иерархию религиозной власти не встраиваются. О периоде после 11 века (когда начали формироваться и суфийские ордены) говорится:

«Иерархическая структура религиозной власти не выходит теперь за пределы одной общины, одного города. Раввины разных городов, конечно, спорят между собой, обмениваются вопросами и ответами (литература респонсов бурно развивается), но остаются практически независимыми друг от друга».

Источник

* * *

Как мне представляется. между буддизмом и суфизмом существует явственное различие в акцентах, когда речь идет о страдании. Учение о страдании и метод избавления от него в основе буддизма («Четыре благородные истины о страдании»)

В суфизме же тема страдания и, что особенно важно,  его прекращения не играла такую большую роль. Частый мотив в суфизме — «принимать одинаково и милости и гнев возлюбленной», «искать боль», добровольно идти страданию навстречу.

Мне не приходит на ум ни одно определение суфизма, которое включало бы слово «страдание». Суфизм — это путь любви, преданности, постижения.

Еще раз хочу подчеркнуть, что речь идет о разнице акцентов, а не о сущностном различии между двумя учениями.

* * *

[Обсуждение в форуме]

Реклама
Рубрики:Суфизм Метки:
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s