Главная > Духовная культура > Рыцарство (в суфизме)

Рыцарство (в суфизме)


Рыцарство — футувва, также фитйан (ед.ч. фата).

Персидский эквивалент — джаванмард.

Суфийская традиция духовного рыцарства.

Футувва — «добродетель», «мужественность». Мистико-социальное движение.

«…между собственно дервишескими орденами и ремесленными союзами, гильдиями и группами футувва существовало множество взаимосвязей». А.Шиммель. Мир исламского мистицизма. М. 2000. Стр. 190.

Футувва были связаны с Абд ал-Кадиром ас-Сухраварди (ум.1168), основателем ордена Сухраварди.

«По своей сути идея футувва восходит к раннему суфизму. Фата означает «молодой человек», «доблестный юноша», благородный и верный. Коран называет семерых спящих отроков фитйан (мн.ч. от фата). <…> Термин джаванмард, персидский эквивалент фата, используется в агиографии для многих суфиев, часто для тех, кто считался искренними маламати.  А.Шиммель. Там же. С.195

Кушайри в своем Рисала пишет о футувва:

«Фата — тот, кто не имеет врагов, кому безразлично, с кем он — со святым или с неверным. Мухаммад был совершенным фата, ибо в Судный день всякий скажет «я», а он произнесет: «моя община». А.Шиммель. Там же. С.195

* * *

В известном труде Г.Э. Грюнебаума «Классический ислам» упоминаются контакты суфиев и рыцарей.

Футувва («рыцарство») все более расширяла свои контакты с суфизмом, причем до некоторой степени этот процесс был обоюдным: суфии восприняли свои идеи от фитйан.

* * *

Рыцарство

(Беседа д-ра Нурбахша с дервишами на одном из суфийских собраний)

До возникновения ислама традиция рыцарства (джаванмарди) на Ближнем Востоке поддерживалась специальным воспитанием, формировавших из мужчин рыцарей, или джаванмардан.

В традицию рыцарства входят предупредительность (моровват), самопожертвование (итхар), преданность (фада-кари), помощь обездоленным и беззащитным, доброта ко всему живому, умение держать слово, и самоотверженность — все те качества, которым предстояло позднее составить комплекс благородных свойств человека, совершенного с суфийской точки зрения.

Стремясь к обретению таких подлинно человеческих качеств, рыцари неукоснительно следовали определенному кодексу и правилам, на основе которых были сформулированы важнейшая цель и принципы рыцарства, или джаванмарди.

С появлением ислама рыцари приняли эту религию, в то же время сохраняя рыцарские традиции, формируя мировоззрение суфизма на основе как ислама, так и рыцарства. Таким образом, этикет рыцарей стал частью суфийской практики как в ханаке, так и вне её.

* * *

«Суфизм и западная культура»

* * *

Духовный воин тот, кто не имеет врагов. Абу Бакр аль-Варрак

Духовное рыцарство означает, что ты одинаково принимаешь и своих, и чужих. Мухаммад ибн Али аль-Тирмиди

Суфия спросили: «Что такое духовное рыцарство?». Он ответил: «Это означает, что разделяя трапезу со святым или с неверным, ты не проводишь различия между ними». Абу ль-Касим аль-Кушайри

Сущность футуввы — проявления благородства, щедрости и великодушия — заключается в служении другому, а не себе.  Абу ль-Касим аль-Кушайри

Духовное рыцарсто заключается в том, чтобы воздерживаться от причинения людям беспокойства и не сдерживаться в проявлении щедрости. Джунайд

* * *

Существует еще один аспект творчества Омара Сухраварди, интересный философу. Это два трактата о футувват. Это арабское слово (персидский перевод — джаванмарди) означает «молодость, юношество». Фата, джаванмард — это молодой человек; однако в техническом значении речь идет о духовной молодости, а не о физическом возрасте. Футувват — это форма связи исламского эзотеризма с социальной реальностью. В той форме, в какой ее описывают суфийские авторы, идея футувват происходит из суфизма и переходит в организации ремесленников. Она соответствует западной идее рыцарства и компаньонажа. Что же до символической истории возникновения этого понятия, мы поговорим о ней позже, в связи с Хуссейном Кашфи. Скажем лишь, что этот концепт, вышедший из суфизма, стремился освятить любую профессиональную деятельность, превратить ремесло в литургический акт. Приобщение к футувват представляет собой церемонию инициации. Ритуал этой инициации может разворачиваться одним из трех способов по выбору кандидата: вступление в братство путем дачи клятвы, путем принятия сабли или меча, путем отпивания из ритуальной Чаши. Деятельность компаньонов, объединенных договором братства, возвышается до уровня рыцарской службы. Каждый компаньон — это джаванмард.

Есть сведения о том, что Омар Сухраварди был теологическим советником аббасидского халифа Насира ли-дина Аллаха (1180-1225 гг.). Халиф, симпатизировавший имамитскому шиизму и исмаилизму, вынашивал замысел сделать из футувват нить, соединящую духовные сообщества в различных ветвях Ислама, осуществив таким образом панисламский проект. Он сформировал аристократический футувват, «придворный футувват». Однако не только аристократический элемент сближал футувват с орденами западного рыцарства. О такой близости говорит и духовная генеалогия футувват, и его этические правила. К сожалению, монгольское завоевание разрушило великий проект Насир ли-дина Аллаха, но эта катастрофа не привела к исчезновению идеи футуввата как духовного рыцарства. Книги о футувват появлялись на протяжении нескольких веков. В качестве примера можно привести Футувват-Намэ Наджмеддина Заркуба Табризи (1313 г.), также принадлежавшего к ордену Сухравардийа. Все эти трактаты несут на себе отпечаток суфизма, но одновременно отмечают проникновение в суфизм идеи духовного рыцарства (похожее явление имело место на Западе в XIV в., в мистике рейнской школы). Сам футувват хранит память о своем суфийском происхождении. В то же время он может проникать в разные страны и к людям различных профессий, предлагая удобную для них форму компаньонажа. Это явление представляет собой вершину духовного идеала, который может предложить исламское общество.

К тому же, нельзя забывать, что идея футувват неотделима от шиитской идеи валайат. Под этим словом надо понимать договор божественной дружбы (персидское дусти), договор между «Друзьями Божьими» (Дустан-э Хакк), основывающий отношения между человеком и Богом по образцу отношений между вассалом и сеньором. К сожалению, чтение этого слова в форме вилайат и его перевод словом «святость» извращают это понятие. Валайат — это не святость, передающаяся по наследству.

Анри Корбен
История исламской философии
Метафизика суфизма Омар Сухраварди

Источник

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s