Главная > Искусство, Четвертый Путь > Объективное искусство

Объективное искусство


«В подлинном искусстве нет ничего случайного. Это математика. В нем все можно вычислить, все можно знать заранее.

—  А  существуют  ли  в  наше  время  такие  произведения  объективного искусства? — спросил я.
—  Конечно,  существуют,  — ответил  Гурджиев.  —  Таким  произведением искусства  является  большой  египетский   сфинкс,  равно  как  и  некоторые известные нам творения архитектуры,  некоторые статуи богов и многое другое.

* * *
«Разница между субъективным и объективным искусством заключается в том, что в объективном искусстве художник действительно «творит», т.е. делает то, что  намерен  сделать, вкладывает в свою  работу те идеи и чувства,  которые желает  в  нее  вложить. И действие такого  произведения  искусства на людей бывает  абсолютно   определенным:   они  воспримут  (разумеется,  каждый   в соответствии со своим  уровнем) одни и те же идеи, одни и  те  же чувства, а именно — те самые, которые художник хотел им передать. Ни в творениях, ни во впечатлениях объективного искусства нет ничего случайного.


«В  субъективном же искусстве  все случайно. Как я  уже  сказал,  здесь художник не  творит; у  него «нечто создается». Это значит, что он находится во власти идей, мыслей и  настроений, которых сам не понимает и над которыми не имеет никакой власти.  Они управляют им и воплощаются  в разных формах. И когда  они случайно приняли ту или  иную форму, эта форма  столь же случайно оказывает  на  человека  то  или  иное  воздействие  в  зависимости  от  его настроений, вкусов, привычек, природы гипноза, под  которым он живет, и  так далее. Здесь нет ничего неизменного, ничего определенного. В объективном  же искусстве нет ничего неопределенного.»

Остальные цитаты по теме здесь

См. также
Объективное искусство: исламские узоры и математика

* * *

Также к объективному искусству можно спокойно отнести все религиозное искусство, христианское, мусульманское, буддистское…

Большую часть религиозного искусства можно отнести к каноническому искусству. Оно следует определенным принципам и образцам — канонам — и в этом смысле не является чисто субъективным. Но я не думаю, что ГИГ имел в виду только это под объективным искусством.

* * *

Можно посмотреть на тему с такой стороны:

В начале 20 века Гюрджиев попадает в столицы России. Он привык к определенному виду искусства и с почтением относится, конечно же, к древности и каноническому искусству. Древнее знание и сакральность — там.

В Москве и в Питере в это время разворачивается вакханалия субъективного искусства. Новация и личностный аспект в творчестве возводятся в новый канон. Возникают абстракционизм и супрематизм, раздаются призывы отбросить старые достижения. Георгия Ивановича не могут не раздражать эти новые веяния.

Он проповедует идею объективного искусства, которое во многом просто совпадает с традиционным религиозным каноническим искусством. Но идеи у него часто доводятся до экстрима — и так, конечно, интереснее. Объективное искусство оказывается не просто традиционным искусством, но ему приписываютя и фантастические свойства. Одно из них: объективное искусство должно одинаково воздействовать на всех людей одного уровня. Может быть, математическая формула воздействует таким образом, да и то существует различие в восприятии. Но искусство с его эмоциональностью? Трудно себе такое представить.

И совсем уже ненаучная фантастика в описании объективной музыки:

Вся  объективная  музыка основана  на  «внутренних  октавах». И она  вызывает  не только определенные психологические  результаты, но  и  явные физические результаты.  Существует такая  музыка,  которая  превращает  воду  в лед.  Существует  такая музыка, которая  мгновенно  убивает  человека.  Библейская  легенда о разрушении при помощи  музыки стен  Иерихона  это  легенда  как  раз об объективной музыке. Простая  музыка не  разрушит  стены, а объективная  музыка  действительно  в состоянии это сделать.  Она способна не  только  разрушать, но и строить.  В легенде  об  Орфее  содержатся  намеки  на  объективную  музыку,  ибо  Орфей передавал  знание посредством музыки. Музыка  заклинателей  змей  на Востоке есть  приближение  к объективной музыке, хотя и  весьма примитивное. Нередко это всего одна нота, которую долго тянут с небольшими подъемами и падениями; но  в  этой  единственной   ноте  постоянно  слышатся  «внутренние  октавы», недоступные  слуху, но  ощущаемые эмоциональным центром. И  змея  слышит эту музыку, строго говоря,  чувствует ее и повинуется  ей.  Если взять  такую же музыку, но более усложненную, ей будут повиноваться и люди.

(ВПЧ гл.13)

* * *

Простая  музыка не  разрушит  стены, а объективная  музыка  действительно  в состоянии это сделать.

Как только мне продемонстрируют музыкальное произведение, которое разрушает стены имено за счет музыки, а не свойств звука (громкости, в частности), я соглашусь. То есть нет смысла приводить в пример звук от самолета, который преодолевает звуковой барьер и сотрясает здания. Еще более интересен был бы пример музыки, которая строит — как об этом говорит ГИГ. У нас есть хотя бы один пример «объективной скульптуры» — сфинкс. А вот с музыкой как-то совсем бедно. Похоже на мифологию, а не реальные явления.

* * *

Сомнительная идея: заклинание змей примитивной «объективной музыкой»

* * *

Объективное искусство это сама математика.

Возможно, искусство в каком-то смысле это математика, но ГИГ явно не об этом говорил. Он рассказывал о произведениях искусства в обычном смысле слова — скульптуре, музыке.

* * *

Есть сходство между концепцией объективного искусства и представлением о теургическом искусстве, которое стало популярным в России в начале 20-го века (особенно среди символистов). Родоначальник этой идеи в России — философ В.C.Cоловьев (втор. пол. 19-го века).

Теургическое искусство — это не просто искусство, оно преображает самое жизнь и человека в соответствии с высшими, духовными принципами.

По определению Бердяева:

«Теургия — искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую… Теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество»Источник

* * *

Символисты задумывали возвращение к каноническому искусству и мифу в новом, революционном качестве. А.Блок в 1910 г. пишет:

“Обращение к канону. Это — третий период символизма. <…> Мы хотим уже другого: планомерного искания внутреннего синтеза своего миросозерцания.
Старый символизм — окончился. Мы переходим в синтетический период символизма. <…>
Символизм должен стать динамическим — обратиться в миф. <…> Теургическое искусство <…> строящее мир.

(Блок А. Записные книжки. 1901—1920. М., 1965. С. 168-169).

* * *

Методы искусства и литературы базируются отчасти на математике. То есть «объективность» искусства коренится и в самих художественных приемах, а не только зависит от персоны автора. Я когда-то высказывал предположение, что литературные тропы (метафоры и подобные приемы) соответствуют  способам обработки информации, а те опираются на строгие математические принципы — особенно теорию множеств:

Приемы искусства и принципы обработки информации

Механизмы, используемые для обработки информации, должны соответствовать определенным требованиям. За разделом теории информации, имеющим дело с обработкой и организацией данных, стоят определенные математические принципы. Согласно этим принципам существует ограниченное количество операций, которые мы можем произвести с информацией. Мы должны иметь возможность менять, добавлять, стирать, а также сортировать информацию; объединять таблицы данных, делать доступной только их часть и т.д.

Методы искусства представляют собой с определенной точки зрения способы обработки информации. Существуют параллели между математическими операциями и приемами литературы.

Литературное сравнение и метафора, например, аналогичны объединению таблиц по какому-либо признаку…

(Из книги «Золотой век«. М.1995)

* * *

…обработка музыкальных импульсов активирует моторные зоны, что подтверждает гипотезу о тесной связи музыки и движения. Лимбическая система мозга, отвечающая за эмоции, вовлечена в обработку ритма и тональности. А обработка тембра связана с активацией тех нейронных сетей, которые отвечают за креативность.

Прослушивание музыки активирует весь мозг

Можно сказать, что существует некая объективность в том, как мозг обрабатывает музыку и, возможно, другие виды искусства.

* * *

«В подлинном искусстве нет ничего случайного. Это математика. В нем все можно вычислить, все можно знать заранее». ГИГ

Напоминает также идеи немецкого романтизма:

Афоризмы Новалиса, поэта и мистика (1772-1801)
Он считается «провозвестником и пророком немецкого романтизма».

Истинная математика — подлинная стихия мага. В музыке она является формально как откровение, как творческий идеализм. Здесь она удостоверяет, что она небесная посланница

Всякое наслаждение музыкально, следовательно, математично.

Метафорический язык — это система логарифмов. Не должны ли звуки идти в известной степени логарифмически?

Истинный математик есть энтузиаст per se. Без энтузиазма нет математики.

Жизнь богов есть математика,
Чистая математика-это религия.

На Востоке истинная математика у себя на родине. В Европе она выродилась в сплошную технику.

Всякая линия есть мировая ось.

* * *

Я не очень знаком с Системой, возможно там есть уже ответ на мой вопрос, но, тем не менее: можно ли то же сказать и про художников (в широком смысле)? Думаю можно найти немало примеров, когда у творцов, не отличавшихся высоким уровнем бытия, получались выдающиеся произведения.

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

(Из стихотворения А.С.Пушкина «Поэт»)

С точки зрения Гюрджиева поэт, не обладающий высоким уровнем бытия, не способен создать произведение «объективного искусства».

В этой позиции, когда она абсолютизируется, есть что-то сальерианское — Сальери у Пушкина тоже все удивляется, как это «ничтожный» Моцарт ухитряется создавать великую музыку, тогда как «правильный»  и усердно «работающий над собой» Сальери ничего выдающегося написать не может.

Ответ, я думаю, в том, что субъективное и объективное искусство тесно переплетены, а вовсе не разделены непроницаемой перегородкой, наподобие отсеков подводной лодки. Сам талант может быть прорывом в более высокие уровни бытия, это прорыв, дарованый свыше, и не обязательно результат усилий самого человека.

* * *

Г-н Чаттерджи берётся за сложнейшую задачу: ему хочется проникнуть в тайну возникновения самой категории прекрасного. Он ставит на гипотезу, связывающую искусство с удовольствием от секса и еды.

Вспоминая работы предшественников, автор вновь обращает внимание читателя на то, что нас тянет к симметрии тела и лица, а также к математическим закономерностям, встречающимся в природе, которые выражаются в золотом сечении, рядах Фибоначчи и др. Г-н Чаттерджи полагает, что мы видим в этом гармонию и получаем эстетическое удовольствие, поскольку подобные вещи и явления активируют в мозге систему вознаграждения. Эта система (и мы вместе с ней) эволюционировала таким образом, чтобы, во-первых, наш биологический вид выжил (то есть сумел найти пропитание и подходящего партнёра для размножения), а во-вторых, впоследствии научился распознавать закономерности в природе и изобрёл математику. Иногда мы получаем удовольствие от того, что видим перед собой что-то красивое, а порой — радуемся тому, что разгадали какую-то загадку (вероятно, так появилось «концептуальное искусство»).

Отсюда

* * *

Геометрия и искусство высокой моды )

* * *

[литература в полном смысле слова]

…действительная причина отсутствия интереса азиатов к современной европейской литературе заключается в присущих ей недостатках. Я сам неоднократно был свидетелем того, как сотни неграмотных людей собирались вокруг человека, умеющего читать, чтобы слушать Священное Писание или сказки Шехерезады «Тысяча и одна ночь». Конечно, вы можете возразить мне, отметив, что события, описанные в этих произведениях, особенно в сказках, взяты из их жизни, и поэтому понятны и интересны слушателям. Но секрет в том, что эти тексты, особенно в «Тысяча и одной ночи» являются литературой в полном смысле слова. Все читатели и слушатели понимают, что все, описанное в этих книгах, придумано автором, но эти выдумки очень правдоподобны, даже те эпизоды, которые не могли бы произойти в реальной жизни. Читательский интерес рождается вследствие тонкого проникновения автора в психологию своих персонажей и поддерживается развитием действия, концентрирующегося вокруг событий, происходящих в реальной жизни.

Г.Гюрджиев. Встречи с замечательными людьми.

* * *

Сайнс-арт: Как научные исследования становятся объектами современного искусства

Современному автору нужны навыки программирования, он должен хорошо разбираться в робототехнике, биологии, генетике, генной инженерии, очень желательно в ядерной, еще лучше — в квантовой физике. Все эти знания ему бы пригодились. Современный художник — это такой синтетический человек, который объединяет в себе очень много различных видов знаний.

Отсюда

* * *

Сейчас идут разговоры о том, каким образом можно объяснить мелодии математикой. Музыкальные психологи, в компании с математиками, создали геометрическую модель 12-тонового пространства в виде торуса — геометрической фигуры, напоминающей бублик. Но вот как подобраться к мелодиям и мелодическим трансформациям? Этот вопрос ставит очень и очень интересную задачу. Если восприятие музыки действительно основано на аналоге силового поля, то, скорее всего, мы имеем дело с фундаментальным принципом сознания, работающим за пределами восприятия мелодий и гармоний. Другими словами, если нам удастся получить математическую формализацию мелодий и увидеть мелодическую топологию, то это, скорее всего, поможет объяснению того, как работает наш мозг. То, что строительный материал музыки очень экономичен — семь основных (диатонических) и пять дополнительных (хроматических) тонов, всего 12 тонов, — должно быть чрезвычайно привлекательно для математической формализации.
<…>
 … чем меньше усилий восприятия, тем приятнее мелодический элемент. По этой же причине приятны для слуха пифагорейские интервалы квинта (второй обертон в серии) и кварта (третий обертон). Закон лени во всей своей красе: чем меньше нейронных затрат на обработку сочетания музыкальных звуков, тем оно благозвучнее. Собственно поэтому пифагорейские интервалы и называются консонансами. Пифагорейские интервалы являют собой артистические универсалы в тональном поле, так как они наиболее легкие для восприятия. А все остальное являет собой более сложные для акустической обработки интервалы и аккорды. Таким образом, у нас получается некий градиент нейронных затрат: от минимума к энергетически более требовательным. Недавно появились первые косвенные подтверждения этой гипотезы (градиента нейронных затрат на акустическую обработку мелодических интервалов). Ответы мозга на консонансные интервалы более когерентны, более собранны, чем ответы на неконсонансные интервалы.

Отсюда

* * *

Синдром Стендаля:

У человека, восхищённого красотой, учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, может наступить помутнение сознания и даже обморок. Явление это не слишком частое, однако смотрителей флорентийских музеев теперь специально обучают приёмам первой помощи в таких случаях. <…>

…британский невролог Семир Зеки показал, что вид картин Энгра, Сезанна, Рембрандта и Моне повышает на 10 процентов приток крови к мозговым центрам удовольствия.

Наука и жизнь

* * *

Нейробиологи из Великобритании провели эксперимент, в ходе которого попросили 15 математиков оценить красоту математических формул, предложив им список из 60 штук.

… восприятие красоты математики очень похоже на ощущение, возникающее во время прослушивания музыки или просмотра произведений живописи.

Отсюда

* * *

Картины этого рода я называю «композициями». Здесь преобладающую роль играет разум, сознание, намеренность, целесообразность. Но решающее значение придается всегда не расчету, а чувству. Терпеливый читатель этой книги увидит, какие бессознательные или сознательные конструкции всех трех видов лежат в основе моих картин.

В заключение мне хочется сказать, что, по-моему, мы все более приближаемся к эре сознательного, разумного композиционного принципа; что художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию (в противоположность чистым импрессионистам, которые гордились тем, что ничего не могли объяснить); что мы уже сейчас стоим на пороге эры целесообразного творчества; и что этот дух живописи находится в органической прямой связи с уже начавшейся эрой нового духовного царства, так как этот дух есть душа эпохи великой духовности.

В.Кандинский. О духовном в искусстве.
Источник

* * *

Как звучит число Пи

http://www.adme.ru/video/kak-zvuchit-chislo-pi-651005

* * *

http://tocs.ulb.tu-darmstadt.de/106558242.pdf   (англ.)

* * *

Так как все сотворенное красиво и неким образом вызывает наслаждение, а красота и наслаждение не могут существовать без пропорции, пропорция же в первую очередь заключается в числах, то с необходимостью следует, что все исполнено числами, а через это «число является главным образцом в душе Творца» , а в вещах — главным следом, ведущим к мудрости. А так как этот след в высшей степени очевиден и близок Богу, то как бы через семь отдельных чисел он ведет нас к Богу ближайшим путем и делает это так, чтобы Бог познавался во всех телесных и воспринимаемых чувствами вещах, ведь мы видим в них числа, а в числах наслаждаемся пропорциональностью и посредством численных пропорций мы неопровержимо выносим суждения о законах.

Пропорция. Бонавентура (XIII в.) Путеводитель души к Богу, II,10

Материалы по теме число и музыка, красота как пропорция и гармония:

Умберто Эко. История красоты

 

* * *

«В музыке все пропитано математикой и физикой»

Казалось бы, если физика (к примеру) требует точности, то как с помощью нее можно исследовать такие неточные вещи, как произведение искусства? Кажется, что это тупик.

Ан нет. Произведение искусства становится таковым, только если оно воспринимается человеком. Сад камней без человека — это просто семь камней на песке, и все. Это не произведение искусства. В процессе взаимодействия человека с объектом с условным названием «сад камней» рождается красота. Где она рождается? В головном мозге человека.
Так вот, головной мозг человека физика уже может исследовать вполне.

<…>

Наш головной мозг должен, с одной стороны, находиться в устойчивом состоянии, но и должен быть чрезвычайно чувствителен к внешним воздействиям. В физике такие состояния называются «критическими состояниями». То есть он вроде бы устойчив, но малейший толчок приводит к изменению состояния системы.

Вот в поддержании мозга в «критическом состоянии» и видится цель произведений искусства (конечно, это одна из задач, но – очень важная). Грубо говоря, имея дело с объектами с множеством неопределенностей, рождающих множество сменяющих друг друга образов, мы делаем наш мозг менее закостенелым, более гибким, более восприимчивым к нюансам, более талантливым и молодым, в конце концов. В этом смысл искусства, так считают некоторые ученые, синергетики и не только они. И я тоже так считаю. В «критическом состоянии» (это доказано) мозг гораздо более способен к обучению, рождению новых идей и т.д.

Это если говорить в общем о восприятии эстетических объектов, произведений искусства человеком с точки зрения физики.

Конечно, можно алгеброй попытаться измерить гармонию. Найти логарифмические спирали в расположении фигур на картине «Последний день Помпеи», найти «золотые сечения» где угодно. Я большого смысла в этом не вижу. Из редкого, но очень интересного, что мне попадалось в этой области, я назову исследования академика Бориса Раушенбаха по теории перспективы в живописи, в том числе и исследования обратной перспективы в русских иконах. Это здорово.

Другое дело музыка. Там математикой и физикой пропитано все. Все музыкальные строи строго математичны и физичны, иначе нельзя. В античные времена, да и в средневековье музыка была всего лишь частью наук. Так было в Китае, Древней Греции, Италии и т.д.
Полностью здесь

* * *

«Невероятная красота физических законов»

* * *

Музыка птиц :)

* * *

[Обсуждение в форуме]

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s