Главная > Духовная культура, Религия > Отражение Единого в противоположностях ума

Отражение Единого в противоположностях ума


Видеть мир в противоположностях — базовое свойство ума. Но высший ум видит целое, не теряя из виду противоположности.

В данной теме речь идет о шкалах, или осях координат, на которые ум проецирует единое. В зависимости от положения «ползунка» на шкале мы получаем различные концепции, явления культуры или формы общественного устройства.

Введение
Множественное и единое

Множественное иллюзорно, а единое реально. Множественное открывается прежде всего органам чувств, а единое — преимущественно уму и сверхчувственному восприятияю.

Множественное явлено, а единое скрыто. Между ними существует тонкая и динамичная связь. Единое несравнимо ни с чем в мире множественности. В то же время единое требует множественности, чтобы проявиться.

Если мы чрезмерно подчеркиваем несравнимость чего-либо в этом мире с Единым, возникает опасность увидеть мир как нечто абсолютно раздробленное и безбожное. Другой экстрим — видеть актуальное единcтво повсюду, в каждом объекте; Единое теряет при этом свою уникальность. Понятия ташбих и танзих исламской теологии описывают эту проблему*.

Примеры

Хронология

Если откровение, проявленность высшей истины, отнесено строго в прошлое, возникает попытка сделать прошлое основным ориентиром, вернуться к базовым ценностям, которые время якобы разрушает — появляется фундаментализм и политизированные формы традиционализма. Настоящее время вызывает презрение, а будущее — ужас.

Если высшая ценность  в будущем, то возникает тенденция к прогрессизму.  «Время — вперед!» Любой ценой надо прорываться в «светлое будущее», ради которого дозволительно пойти на самые страшные жертвы.

Срединный путь требует уважения и внимания к настоящему, прошлому и будущему, поскольку они по сути едины. Цель неотделима от средств ее достижения, как прошлое неотделимо от настоящего и будущего.

Эстетика

Диалектика идола и иконы. Икона может быть символом, окном в иной мир — и только тогда это подлинная икона. Или икона может быть идолом, которому поклоняются, как будто она и есть Бог. Иконоборцы довели страх перед идолопоклонством до предела, не увидев, что в иконе отражено высшее начало. Те, кто полагает, что высшее начало проявляется в иконе непосредственно, а не символически, возвращаются к языческим формама поклонения.

«По удачной формуле Аверинцева символ — это равновесие формы и содержания. Тайна этого паритета — может быть самая сложная в искусстве. Если преобладает смысл, художник остается с аллегорией, если побеждает форма — c абстракцией. Только баланс, трудный, как фуэте на гимнастическом бревне, создает единство видимого и невидимого, красоты и глубины, естественного и сверхъестественного, реальности и лежащей за ней истины»**.

Духовные практики

Духовные практики направлены, прямо или косвенно, на  укрепление или восстановление связи (religare — отсюда слово религия) между частным и всеобщим. Что значит быть осознанным или «помнить себя»? Это значит позволить высшему в себе проявиться на уровне мира множественности, «быть в мире, но не от мира». Такой человек «cмотрит в одном направлении и видит Одно».

Помнящий себя — то есть Себя, высшее и единое начало, становится каналом, по котому Единое являет себя в мире множественности.

Духовность, вообще говоря, — это уравновешенность двух неразрывно связанных миров, слитых «неслиянно и нераздельно», подобно божественной и человеческой природе в Христе.

Политика

В политической жизни акцент на одном облеченном властью человеке ведет к чрезмерной сакрализации этого человека и его властных полномочий. Результат — теократия, абсолютизм и деспотические формы правления. Другая крайность — охлократия, власть толпы, а точнее — черни, где каждый элемент мира множества претендует на полноту знания и право принимать решения. Здесь политическим идолом (по аналогии с иконой, превращающейся в идола) становится отдельный человек, манипулируемый политиками.

—————————
* Если Бог проявлен в мире, то мир наполнен духом и потому бессмысленно отрицать тварный мир и его ценности. С другой стороны, попадание духа в мирское может вести к упрощению и вульгаризации идеи Бога.Ташбих * — танзих** исламской теологии: Бог ни с чем несравнимый полностью чужд миру, поэтому такой мир безбожен. Но если Бог погружается в мир, он как бы перестает быть Абсолютом (Отсюда)

* * А.Генис. Сладкая жизнь.Вагриус.2004.С.187.

* * *

Эволюция религиозных представлений может быть понята как переход от обожествления отдельных проявлений природы (язычество) к обожествлению универсального принципа (монотеизм).

Первоначально поклоняются различным силам природы и стихиям — Зевсу-громовержцу или Посейдону. Потом приходит понимание, что множественные явления Природы сводимы к единому принципу (не теряя при этом своей уникальности). Этот универсальный принцип невидим, в отличие от антропоморфных богов языческого пантеона, c которыми можно встречаться лицом к лицу. «Абсолют настолько открыто являет себя взгляду человека, что становится невидимым» (Махмуд Шабистари).

Невидимость связана с тем, что способность узреть единство это качество ума, которое не принадлежит миру феноменов. Понимание, что только уму открывается единство, готовит культуру к откровению: Бог находится внутри человека, а не только во внешней природе — и именно внутри Он являет себя наиболее полно. Это новое понимание прокладывает дорогу мистицизму — попытке личностного, внутреннего контакта с божеством.

Также, парадоксальным образом, это новое понимание постепенно готовит почву для атеизма, который акцентирует субъективность божества — его придуманность человеком. «Не Бог сотворил человека, а человек — Бога».  Невозможно язычнику отрицать гром или существование океана, а вот Бог внутри невидим, а потому уязвим для критики.

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s