Главная > Религия, Суфизм > Суфизм с точки зрения христианства

Суфизм с точки зрения христианства


Вот нашел такую интересную статью, хотел бы спросить уважаемого Вэйтера что он об этом думает. http://azbyka.ru/religii/islam/sufizm-all.shtml

Я не знаю, кто такой С.А. Сергеев и почему нужно иметь мнение о его статье и разбираться в тенденциозных материалах, которых в сети без счета.

По теме могу посоветовать почитать выдающегося христианского мыслителя и писателя Томаса Мертона. Он считал важным ознакомить своих собратьев-монахов с суфизмом и говорил о связи суфизма и христианства.

In attempting to give the ‘strange’ Sufism greater immediacy to his fellow monks, Merton, the teacher, explores the idea of a connection between Sufism and the Christianity of his monastic listeners

Статья на англ. здесь

Материал о Мертоне и суфизме на русском языке был опубликован в журнале «Суфий», который мы издаем.
Терри Грэм. Суфизм — «странная штука». Томас Мертон и суфизм.
http://sufimag.wordpress.com/all_issues/n11/   (только ссылка. сам материал не опубликован)

Вот вы говорите кто такой этот Сергеев? Это логическая ошибка, вы переходите на личность вместо того чтобы говорить про аргументы.

Если бы я сказал, что не знаю Сергеева, а потому он не прав, это была бы логическая ошибка.
Если бы я сказал, что Сергеев в детстве издевался над котятами и ворует ложечки в гостях, а потому его анализ суфизма несостоятелен, это был бы переход на личности.

Я же всего навсего отметил, что с этим человеком не знаком, имея в виду, что среди специалистов по суфизму я его не знаю, а исследовать любительские наскоки православных апологетов не кажется мне продуктивным занятием.

Вообще говоря, подобная критика духовных учений (типа «наше лучше») представляется сомнительной.

А вы знаете всех серьезных специалистов по суфизму?)

Их не так много в России. Это довольно узкая область с небольшим количеством специалистов.

Да и в любой области авторитетные исследователи обычно известны тем, кто в теме. И вряд ли их может быть очень много.

* * *

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия.

Все они как один свидетельствуют, что там исчезает все мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время — неизреченная Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека…

Протоиерей Александр Мень. История религии. 

Источник

* * *

Подразумевается ли в суфизме реальное онтологическое единение с Аллахом? Или нет как утверждает автор статьи?

«В отличие от суфиев, православные подвижники имеют право употреблять понятия «соединения», «пребывания», и др. не аллегорически и символически, а реально, онтологически». — это из статьи

Представляю к себе, как к Халладжу, который только что экстатически воскликнул «Я — Бог! (Истина)» подходит пытливый православный исследователь и спрашивает: «Вы это аллегорически утверждаете или онтологически»?

* * *

Книга по теме: Paths to the Heart. Sufism and the Christian East.2002.World Wisdom.

«Пути к сердцу. Суфизм и христианский Восток».

Среди авторов христианские теологи и специалисты по суфизму. Они обнаруживают много общего между двумя традициями.

Основная мысль, сформулированная в предисловии, такая: хотя на уровне экзотерическом между религиями существуют значительные различия, в этих религиях также есть иное измерение, путь сердца, на котором эти различия становятся малосущественными.

Небольшой отрывок из этой книги:
Самый большой грех

* * *

А вы знаете всех серьезных специалистов по суфизму?) Т.е. можете ли вы как то аргументировать что он любитель, а не серьезный специалист?

Я заглянул мельком в эту статью еще раз и могу утверждать, что автор любитель, а не серьезный специалист. Вот почему:

Имеют место поверхностные или ошибочные суждения, начиная от элементарного незнания терминологии:
«Различные тарикаты культивируют различные виды самы«, пишет автор. Любой специалист знает, что должно быть сама, слово не склоняется.

Автор пишет, ссылаясь на трактат Худжвири (первый персидский трактат о суфизме): «Упоминание о Боге в женском роде для суфиев совсем не случайно» и использует этот якобы женский род для обвинения против суфиев. Любой специалист знает, что в персидском языке у местоимения третьего лица нет рода, поэтому никогда не знаешь, о ком идет речь. Но в русском переводе, естественно, приходится использовать он или она. (Вопрос подробно обсуждается здесь: Именование Аллаха Возлюбленной).

Автор: «Все суннитские богословы едины в одном – Аллах не есть Дух, следовательно, неспособен обитать, пребывать и присутствовать в человеке«. Это какая-то натяжка, нужная автору для доказательства своего тезиса. Но в Коране говорится: «Мы ближе к нему [человеку], чем шейная артерия». (50:16)

И т.д.

Вообще говоря, статья крайне тенденциозна и изобилует ошибочными противопоставлениями суфизма и христианской мистики, которые даже неспециалисту не следовало бы допускать.

* * *

Обсуждение в форуме

Advertisements
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s