Главная > Духовная культура, Суфизм > «Ты меня любишь?»

«Ты меня любишь?»


Однажды маленький сын Фузайла,сидя у него на руках,спросил отца: «Ты меня любишь?» Тот ответил утвердительно. Тогда ребёнок спросил: «А Бога ты тоже любишь?» «Да», — ответил отец. Ребёнок возразил: «Отец, две любви не могут одновременно жить в одном сердце». Посчитав это божьим напоминанием, Фузайл опустил ребёнка на землю и никогда больше не проявлял своей любви к нему, проводя всё время в молитвах. Фарид ад-дин Аттар (Тазкират ал-аулийа, или Рассказы о святых // М.: САМПО, 2005)

У этого персонажа (Фузайла или Ал-Фудаиля бен Ияда) вообще, видимо, были проблемы с ребенком и с чувством юмора.

«Один из его учеников отмечает, что, пробыв с Ал-Фудаилем тридцать лет, он ни разу не видел его смеющимся и даже улыбающимся, за исключением одного случая, когда умер его сын Али. Когда Ал-Фудаиля спросили о причине такой неожиданной смены настроения, тот ответил: «Всемогущий Бог желал чего-то, а я желал того, что желал Бог».

(А.Дж.Арберри. Мистики ислама.М.,Сфера.2002.С.66).

Это, скорее, пример крайностей аскетического мировоззрения, полного отрицания мира, которое не было характерно для развитого суфизма.

Ал-Фудаиль умер в 803 г., то есть это период, когда суфизм только зарождался и был слабо отличим от аскетических религиозных движений.

* * *

«Если при имени «Бог» у вас начинается 
 приступ крапивницы, – говорит Бог, –
 зовите меня «алебастром», «ласточкой» или «ручьем» –
 буду знать, что речь идет обо мне.
 Если от имени «Бог» вам становится худо,
 изобретите взамен другое какое-то слово, 
 что-нибудь вроде «легкого вздоха», «росы» 
 или «ужаса небытия».
 Меня оскорбить невозможно: 
 все на свете слова – синонимы для меня».

Ален Боске

(Пер. Мориса Ваксмахера)

* * *

Обсуждение в форуме

  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

