Главная > Наука, Поэзия, Суфизм > «Цветник тайны» (гулшан-и раз) Махмуда Шабистари — первые главы и комментарий

«Цветник тайны» (гулшан-и раз) Махмуда Шабистари — первые главы и комментарий


ПЕРВЫЕ ГЛАВЫ ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭМЫ
«ЦВЕТНИК ТАЙНЫ» (ГУЛШАН-И РĀЗ)
МАХМУДА ШАБИСТАРИ

Выбор названия «Цветник тайны» не был случайным. Образ сада, цветника в персидской поэзии концептуально нагружен. Персидская поэтическая традиция изобилует примерами произведений, название которых связано с образом цветника. Разбирая его в статье «„Охота за смыслом“ в искусстве Ирана», Ш.М. Шукуров указывает на то, что персидские поэты соотносили сад, с одной стороны, с раем, а с другой — с миром как упорядоченным бытием. Сад также был местом единения влюбленного с Возлюбленной. Поскольку Возлюбленная в персидской суфийской поэзииолицетворяет Абсолют, сад является символом Единства бытия как единения Творца и творения в гносеологическом акте. Концепция Единства бытия является основополагающей для всей суфийской традиции. В системе философских взглядов Махмуда Шабистари это единство осуществляется через объединение в Абсолютном бытии противопоставленных друг другу[относительного] бытия и [относительного] небытия.

Полностью здесь (pdf)

А.А. Лукашев
Институт философии РАН, Москва

* * *

… «цветник» символизируя одновременно и мир, и рай, стал образом единства эмпирической и сверхэмпирической реальностей.

Изучение онтологии дало нам также возможность выяснить, что активное использование иноконфессиональной символики персидскими поэтами — естественная реализация в поэзии основополагающей концепции суфизма- «единства бытия». В мире, где все — проявление Бога, ничто не мешает адепту пользоваться символами других религий. Антиисламский же пафос суфийских поэтических произведений с иноконфессиональной образностью — видимость, ибо поэты не сомневались в истинности ислама и считали себя правоверными мусульманами, невзирая на то, что лирический герой их произведений призывает к «истинному неверию».

Философские взгляды Махмуда Шабистари (XIV в.)

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
http://www.dissercat.com/content/filosofskie-vzglyady-makhmuda-shabistari-xiv-v#ixzz2bqSbfnYn

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s