Главная > Поэзия, Суфизм > Ответное послание. Будда — Руми — Бродский

Ответное послание. Будда — Руми — Бродский


Дж. Руми:
Однажды ночью человек взывал:
“Аллах! Аллах!”
Сладость на его губах все возрастала от восхвалений,
пока какой-то циник не сказал:
“Ну, как? Я слышал твои
призывы, а ответ ты получил хотя бы раз?”
Человеку нечего было на это сказать.
Он перестал молиться и погрузился
в беспокойный сон.
Ему приснилось, что он видит Хызра, наставника душ,
среди густой зеленой листвы.
“Почему ты прекратил восхваления?”
“Потому что я ни разу не слышал ответа”.
“Эта устремленность,
которую ты проявляешь, и есть ответное послание”.
Скорбь, из которой ты взыскуешь,
влечет тебя к соединению.
Твоя чистая печаль,
желающая помощи,
есть тайный кубок.

(Также цитируется здесь: Реальность — векторная величина )

*

Великий наставник сказал: «Практика Будды и есть Будда!»
(Сутра помоста шестого патриарха)

*

И. Бродский:
Бог сохраняет всё; особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос.

* * *

Устремленность – и есть ответное послание. Слова прощенья – Его голос. Правильно заданный вопрос уже содержит ответ. Духовная практика (вос)создает высшую реальность.

* * *

Устремленность – и есть ответное послание.

…цель философии вовсе не состоит в том, чтобы обязательно предоставить однозначный ответ или построить «истинную» теорию. Если бы такое случилось, то философия просто прекратила бы своё существование в силу ненужности, ибо в ней часто большее значение, чем ответ на вопрос, имеет постановка проблемы. Философия в этом смысле – это особая форма рефлексивного вопрошания.

* * *

«Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя» (Ф.Ницше).

То же может быть сказано о всматривании в небо. Граница между смотрящим и тем, на что направлен взгляд, — условна.

* * *

Отличается ли это от эзотерического христианского учения, согласно которому в истинно молящемся нет того, кто стремится к Богу, но Сам Бог возносит молитву Себе? «Утри слезы свои; ты бы не искал Меня, если бы уже не нашел».
<…>
…духовная деятельность во всем ее многообразии является надлежащим применением изначального просветления. Даже если создается впечатление, что мы в своей духовной практике пытаемся достичь просветления, на самом деле мы только выражаем его. Если мы беремся, скажем, за практику дзадзэн, то в глубине души делаем это не для того, чтобы стать Буддой, а чтобы вести себя как Будда, каковым мы являемся.
Кен Уилбер

* * *

Что касается специально познания божества, то Василий находит ортодоксальную формулу, которой суждено было сыграть важную роль в богословских спорах византийцев вплоть до полемики XIV в. вокруг тезисов Григория Паламы: божество непознаваемо по «сущности», но сообщает себя в своих «энергиях» (действиях, актах – переосмысленный аристотелевский термин).

Недоступная в себе самой сущность совершает благодаря своим «энергиям» то «выхождение из себя» (греч. πρόοδος – неоплатонический термин), которое делает онтологически возможными, в частности, «божественные имена». Это характерное христианское разрешение противоречия между трансцендентностью и имманентностью, недоступностью и близостью, непознаваемостью и познаваемостью божества. Наш ум не может приблизиться к богу; но бог берет на себя инициативу и сам приближается к нашему уму.

C.Аверинцев (об учении одного из Отцов Церкви Василия Кесарийского, или Великого)

Источник

* * *

«Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя» (Ф. Ницше).

То же может быть сказано о всматривании в небо. Граница между смотрящим и тем, на что направлен взгляд, — условна.

* * *

Глубинное сознание — это тот уровень и предел, который специально даруется данному существу в то время, когда оно испытывает творческое Единобытие Бога…

Посему говорится, что только Бог знает, любит и ищет Бога, ибо — это глубинное сознание, которое ищет, любит и знает Его. Как провозгласил Пророк, «Я узнал моего Господа посредством моего Господа».

Джавад Нурбахш. Психология суфизма

* * *

Пища телесная, которую мы принимаем, превращается в нас, но принимаемая нами духовная пища превращает нас в себя [т.е. в эту пищу].

Мейстер Экхарт

* * *

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (Коран 2 : 152).

* * *

Этика — не неизбежное следствие видения Бога: она есть само это видение. Этика — это оптика. Все, что я знаю о Боге, все, что я могу услышать от Него и разумно высказать Ему, должно найти этическое выражение. В священном ковчеге, откуда Моисей слышит голос Бога, заключено не что иное, как таблицы закона. Доступное нам знание Бога, возвещаемое, согласно Маймониду, в форме отрицательных атрибутов, принимает положительный смысл из морали. “Бог милостив” означает: “Будьте милостивы, как Он”. Атрибуты Бога даны не в индикативе, но в императиве. <…> Знать Бога — значит знать, как надлежит поступать”

Эмманюэль Левинас. Избранное: Трудная свобода. С. 335.

Отсюда

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s