Главная > Искусство, Философия > О. Аронсон: Кинематограф — икона секуляризованного мира

О. Аронсон: Кинематограф — икона секуляризованного мира


…кинематографический образ — это то, что сформировано не столько режиссерами, операторами и производителями кино, сколько зрительскими взглядами. Это похоже на то, что называют намоленностью иконы: она начинает обладать своим магическим действием благодаря молящимся, а не изображению. Само изображение на иконе не имеет значения, важно моление. Кинематограф — это своего рода икона секуляризованного мира, переносящая общность, соучастие, коллективное желание в любое, сколь угодно пустое изображение.
<…>
…многие фильмы стремятся быть искусством прошлого, тем, чем можно любоваться и наслаждаться как объектом. Я же вижу в кино прежде всего сферу провокации желаний и фантазий.
<…>
…в теории сегодня большое внимание уделяется именно тем особенностям кинематографа, которые не могут быть сводены к искусству представления, к искусству, для нас связанному с литературой, театром, живописью, которые в принципе были искусством миметическим. Такая потаенно содержащаяся в кинематографе антимиметичность делает призрачную реальность более существенной, чем реальность, окружающая нас. Но это не просто переворачивание оппозиции реального и иллюзорного. Это то, что позволяет нам сегодня говорить о призрачности кинообраза как способе отрешиться от привычных представлений о реальности, перестать быть ее вечным заложником

<…>

…мы говорим о кинематографической логике как параллельной, которая опирается не на логику высказывания, а на смутную и динамическую логику движения, изменчивости образа, который не определяет себя как некоторое изображение, некоторую сущность, но, наоборот, определяет себя как саму изменчивость
<…>
…традиция была ограничена нашим представлением об образе исключительно как об изображении чего-то. А здесь утверждается материальность образа, то, что он есть нечто самостоятельное, а не подчиненное (изображение чего-то). А раз так, то мы попадаем в новый мир образов, и для этого мира не важны характеристики качества. В каком-то смысле сегодня кинематографические образы в большей степени соотносимы с миром природы, чем сама природа. Мы в этом мире живем, это наша среда обитания
<…>
…в понятие кинематографического текста помимо самих фильмов включаю и любые отношения с ними, в которые мы вступаем в повседневности: разговоры о кино, критические статьи, интервью с режиссерами и актерами — все это является общей частью кинематографического текста, без которого сегодня фильм просто не существует.

Отсюда

 

* * *

Из обсуждения в ханаке:

Кинематограф с его огромными финансовыми ресурсами является частью экономики, а не только видом искусства. Соответственно, экономические принципы на кино распространяются в большей степени, чем, скажем, на поэзию или живопись.

Хотя кинематографисты порой пытаются прежде всего зарабатывать деньги и потакают, как иногда говорят, «низменным вкусам массового зрителя», на самом деле работает некий аналог «невидимой руки рынка»:

«отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества».

Каждый производитель, руководствуясь соображениями выгоды, производит пользу для всего общества — более совершенное кино.

Качество отдельного фильма перестает играть решающую роль — ведь речь идет уже не о индивидуальном шедевре, а о индустрии, где производство поставлено на поток. В результате качество улучшается за счет самих внутренних процессов, организации производства, высокой технологичности.

Можно сравнить с эволюционным программированием — побеждает лучший алгоритм. Зритель «голосует ногами» и не поощряет производство слабых фильмов. Важны, как и в эволюционных процессах, циклы и скорость их повторяемости — чем больше будет произведено фильмов и чем быстрее, тем активнее действуют эволюционные процессы, тем совершеннее «продукт».

Аронсон:

«…к кино не могут быть применены критерии качества»

«Может быть, ближе всего к этой кинематографической динамике сегодня именно деньги, поэтому мир кинематографа и мир денег так очевидно друг с другом связаны».

Отсюда

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
Рубрики:Искусство, Философия Метки:
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s