Главная > Духовная культура, Искусство > «Славно рычишь, Лев!»

«Славно рычишь, Лев!»


«Я пишу только о князьях, графах, министрах, сенаторах и их детях. Может быть, это нехорошо и не нравится публике; может быть, для нее интереснее и поучительнее история мужиков, купцов, семинаристов, но я не могу угодить такому вкусу, по многим причинам… Жизнь купцов, кучеров, семинаристов, каторжн…иков и мужиков для меня представляется однообразною и скучною, и все действия этих людей мне представляются вытекающими, большей частью, из одних и тех же пружин: зависти к более счастливым сословиям, корыстолюбия и материальных страстей. Жизнь этих людей некрасива. Я никогда не мог понять, что думает будочник, стоя у будки, что думает и чувствует лавочник, зазывая купить помочи и галстуки, что думает семинарист, когда его ведут в сотый раз сечь розгами, и т.п. Я так же не могу понять этого, как и не могу понять того, что думает корова, когда ее доят, и что думает лошадь, когда везет бочку. Наконец, я сам принадлежу к высшему сословию, обществу и люблю его. Я смело говорю, что я аристократ, и по рождению, и по привычкам, и по положению. Я воспитан с детства в любви и уважении к изящному, выражающемуся не только в Гомере, Бахе и Рафаэле, но и всех мелочах жизни: в любви к чистым рукам, к красивому платью, изящному столу и экипажу. Ни я, ни отец мой, ни дед мой не знали нужды и борьбы между совестью и нуждою. Ежели счастье это не принадлежит всем, то из этого я не вижу причины отрекаться от него и не пользоваться им. Я аристократ потому, что не могу верить в высокий ум, тонкий вкус и великую честность человека, который ковыряет в носу пальцем. Все это очень глупо, может быть, преступно, дерзко, но это так. И я вперед объявляю читателю, какой я человек и чего он может ждать от меня. Еще время закрыть книгу и обличить меня как идиота и ретрограда». (с) Л.Н.Толстой. Предисловие к роману «Война и мир»

Видимо, это предисловие к первому, неопубликованному автором, варианту романа.

«…оголтелые и невежественные критики, выдающие себя за знатоков русской литературы, публично стали обвинять меня и в фальсификации («это Захаров сам всё сляпал»), и в надругательстве над Толстым («ведь вот же Лев Николаевич не напечатал этот первый вариант, а вы…»).

http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0073.shtml

* * *

Я никогда  не сочувствовал толстовскому учению. Меня всегда отталкивал грубый толстовский  рационализм, и я всегда думал и продолжаю думать, что мировоззрение Л. Толстого  не христианское, скорее буддийское. <…>  В его лице господская Россия, высший культурный слой наш обличает неправду своей жизни.

Н.Бердяев

Источник

  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

