Главная > Четвертый Путь > Определения самовспоминания: базовое и расширенное

Определения самовспоминания: базовое и расширенное


Базовое — разделение внимания:

…цитата из 7-й главы ВПЧ.

«Поняв  эту  особенность, я  смог  прийти к некоторому,  возможно, очень неполному   определению  «вспоминания  себя»,   которое,  тем  не  менее,  в практическом отношении оказалось очень полезным.

Я  говорю о разделенном внимании,  характерной  черте вспоминания себя. Оно представилось мне следующим образом.

Когда  я  что-то  наблюдаю, мое  внимание  направлено  на.  наблюдаемый объект, и его можно изобразить стрелкой:

Я ——> наблюдаемое явление

А  когда   я   стараюсь  одновременно  вспоминать  себя,  мое  внимание
направлено и на объект, и на самого себя. Появляется вторая стрелка:

Я <——> наблюдаемое явление

Определив  этот  факт,  я  понял,  что  проблема  состоит в том,  чтобы
направить внимание  на себя,  не ослабляя и не суживая внимание, которое при этом  направлено  и  на  другой  объект.

Расширенное определение СВ включает также условия, необходимые для или помогающие СВ (или результаты?). Среди них:

«Самовоспоминание означает контроль мыслей…»

ПДУ. ЧП. гл.14

* * *

СВ, согласно Успенскому, подразумевает также особую форму мышления — то есть трансформацию, изменение существующего содержания сознания. Это не пассивное наблюдение — по крайней мере, не только пассивное наблюдение:

«Самовоспоминание означает форму мышления или интеллектуальной работы, которая соответствует пробуждению, и, таким образом, вводит момент пробуждения».

ПДУ.ЧП.Гл.5

Контроль мыслей:

В. Является ли самовоспоминание и остановка мыслей одной и той же вещью?
О. Не совсем так; они являются двумя различными методами. Сначала вы вносите некоторую определенную мысль — осознание того, что не помните себя. Вы должны всегда начинать с этого. А остановка мысли является просто созданием правильной атмосферы, правильного окружения для самовоспоминания. Поэтому это не одно и то же, но оба метода дают одни и те же результаты.

ПДУ.ЧП.гл5

Сильная специальная (положительная) эмоция — требование для СВ. Оно несовместимо с отрицательными эмоциями.

* * *

Внешнее учитывание является формой СВ по отношению к другим людям:

Внешнее учитывание является формой самовоспоминания  <…>

Внешнее учитывание требует некоторой доли самовоспоминания; она означает принятие в расчет слабости других людей, постановки себя на их место. В жизни это часто описывается словом “такт”, но такт может быть воспитанным или случайным. Внешнее учитывание означает контроль. Если мы научимся применять его сознательно, это даст нам возможность контроля. (ПДУ.ЧП. гл.5)

* * *

По теме (где я участвовал):

Самовспоминание
— Спонтанное самовспоминание
— Самовспоминание и эмоции / ощущения
— Нужна ли эмоция для самовспоминания
Зикр и самовспоминание
— Самовспоминание и Луч Творения
— Отождествление, автопилот и самовспоминание как борьба со старением мозга 
—  Зикр и самовспоминание как ми’радж — восхождение

— Критика «истинной осознанности», или бдительности (Mindfulness) (ссылка на блог)
* Обсуждение в форуме здесь

 Какого «себя» вспоминать
— СВ и буддийская практика памятования (сатипаттхана)
— СВ и управляемое внимание 

Re: Разделение темы «Жизнь реальна не только когда «я есть» — наблюдение или изменение».  (Дискуссия на тему, является ли СВ чистым наблюдением или подразумевает изменение внутреннего мира)

* * *

Расширенное определение СВ включает также условия, необходимые для или помогающие СВ (или результаты?).

Перенос отсюда:
Какого «себя» вспоминать

У нас был разговор c последователями Гурджиева — какого себя вспоминать. Они иногда забывают, что вспоминать надо себя как Абсолют, не только себя как тело и психику. Отсюда

* * *

Переживание “я есть” самовспоминания напоминает о “Аз есмь“. Должно присутствовать высшее начало, Абсолют. С другой стороны, поскольку Абсолют “есмь Альфа и Омега“, то СВ должно включать не только “высшее”, но и “низшее”. То есть и телесно-эмоциональный аспект человека. При этом важно учитывать иерархию и помнить, что именно наиболее важно. Жизнь реальна только когда Он (=Я) есть. (Это название книги Г., если кто-то вдруг не в курсе)

* * *

Еще один аспект темы: Здесь возникает вопрос о СВ – подразумевает ли оно только вспоминание себя или же нужно вспоминать себя в контексте ситуации. Расширенное СВ включало бы также памятование о ситуативном контексте, о том, в каком отношении к нему я сейчас нахожусь, как эта ситуация связана с более широким контекстом моей жизни  – иными словами должно включать представление о Целом ситуации.

* * *

Чтобы вспоминать себя, нужно из себя хоть немного выйти*.
——————
ЭКСТАЗ (от греч. ekstasis – быть вне себя). По ссылке: “Плотин употребляет слово Э. при описании сверхумного созерцания, когда душа, отбросив всё чувственное и интеллектуальное, возвышается над сферой бытия-ума (нуса) и в некоем восторге и воодушевлении непосредственно соприкасается со сверхбытийным единым («Эннеады»У1 9, 11, 23). Э. предполагает предварит, очищение души… <…>
Это растворение контуров самости, обретение “я” принципиально иного порядка…”

* * *

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. plot
    Март 15, 2013 в 16:11

    Определение с разделённым вниманием это практически описание сати.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s