Главная > Суфизм > Благоволение Бога и Его гнев

Благоволение Бога и Его гнев


В одной из своих речей Д-р Нурбахш пишет, что «Богу присуще и благоволение, и гнев», и суфий должен принимать оба этих свойства всем сердцем, как и все приходящее от Возлюбленного.

В конце речи Мастер цитирует поэта:

И печаль, и боль приходят от Друга;
как радостно, что Он
напоминает мне этой печалью и болью,
чтобы я помнил о Нем.

В чем конкретно может выражаться этот божественный гнев?

По-моему, здесь чего-то напутано… Нет, Д-р Н. конечно вправе говорить о божьем гневе, если он с ним сталкивался в жизни, но вот цитирование Поэта несколько притянуто. » И печаль, и боль …» — это всё же есть то, что можно переживать непосредственно. Гнев же, который не испытываешь сам, непосредственно не переживаем — его можно только предположить. Непонятно, зачем предполагать гнев (а также вину, наказание и пр.), когда Поэт даёт прямое объяснение и печали, и боли. «Напоминание», «чтобы помнил». И здесь не важно, действительно ли Богу нужно, чтобы его помнили. Важно, что это нужно самому Поэту — «как радостно», говорит он, «что Он напоминает…». Здесь нет необходимости предполагать чужой умысел и мотивацию этого умысла, если нас вполне устраивает «результат». Печаль и боль — это не наказание за «беспамятство» — это есть само следствие, боль от того, что забыл То, что однажды открыл для себя как самое главное в жизни.P.S. Возможно, что Д-р Нурбахш это же имел в виду, просто его слова были немного «не в контексте»… Или же слово «гнев» используется не в том прямом смысле, который оно имеет в обиходе.

Может быть, будет более понятно относительно гнева:

«Божественные имена можно разделить на отражающие Божественную славу (джалал) и на отражающие Божественную красоту (джамал). Имена славы суть имена могущества, гнева, власти и справедливости; как отмечает Ибн Аталлах, эти имена могут быть столь величественными, что уже они одни вызывают страх у начинающего, так что обыкновенно их не советуют использовать новообращенным. Имена красоты суть имена милости, щедрости, сострадания и прощения. И имена славы, и имена красоты необходимы для существования мира. В основе такого деления лежит предпосылка, что все исходит от Бога: и жизнь и смерть, и тяготы и преуспеяние.»

К.Эрнст. «Суфизм».

То есть гнев Бога может выражаться в тяготах и боли, в том, что затрагивает тело и нафс.

По большому счету, Божий гнев связан с удаленностью человека от Бога. Святой («араб. вали«, то есть приближенный Бога), не испытывает Его гнева так остро, как обычный человек. Одна из причин в том, что святой пребывает не только в нафсе и теле, которые являются инструментами Божьего гнева.

* * *

Знакомый метафорический ряд:

 Уходите, мысли, восвояси.
 Обнимись,
 души и моря глубь.
 Тот,
 кто постоянно ясен, − 
 тот, 
 по-моему,
 просто глуп. 

В.Маяковский

См. также Польза отрицательных эмоций :)

Реклама
Рубрики:Суфизм Метки: ,
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s