Главная > Четвертый Путь > СВ и буддийская практика памятования (сатипаттхана)

СВ и буддийская практика памятования (сатипаттхана)


Насколько мне известно, ни у Гюрджиева, ни у Успенского нет какого-либо четкого определения термина или подробного описания, что такое СВ.
Вкратце, СВ — это переживание «я есмь» посредством разделения внимания. Часть внимания переводится с объектов, на которые оно обычно направлено, на самого наблюдающего.

О том, какого «Я» или «себя» нужно вспоминать в акте СВ, идут споры. На мой взгляд, СВ не предполагает раздельное наблюдение за функциями, как, если я правильно понял, в сатипаттхане — тело, мысли, чувства и т.п. Это больше похоже на гурджиевское самонаблюдение, чем на СВ.

«Самонаблюдение всегда направлено к некоторой определенной функции: либо вы наблюдаете ваши мысли, либо движения, либо эмоции, либо ощущения» (П.Успенский.Четвертый Путь.Гл.5). В то время как СВ «является попыткой создать в себе состояние сознания без какого-либо отношения к функциям» (Там же).

СВ точно не имеет прямого отношения к размышлениям и т.п., как об этом пишется в приведенном буддийском материале: «далее, монахи, монах размышляет об этом самом теле, где бы и в каком положении оно ни находилось, в его отношении к элементам: «В этом теле существуют элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент ветра».

Но какая-то параллель между СВ и сатипаттханой наверняка есть. Вот эта фраза близка к описанию одного из аспектов СВ, осознаности,
н.м.в.:

«о монахи, когда идет, знает монах: «Я иду», когда стоит, знает монах: «Я стою», когда сидит, знает он: «Я сижу», когда лежит, знает он: «Я лежу» — и каково всегда его положение, это в точности знает он».

* * *

Мое внимание разделено в двух направлениях, а я нахожусь в центре. Это акт самовспоминания. Я хочу держать часть своего внимания на осознании принадлежности к более высокому уровню, и под этим влиянием, попробовать открыться внешнему миру… Я пытаюсь узнать, что действительно из себя представляю. Я борюсь, чтобы остаться присутствующей, в то же время с чувством «я», обращенному к лучшему качеству и с обычным чувством привязанности к себе, своей личности. Желаю видеть и не забывать, что принадлежу этим двум уровням.

Жанна де Зальцман

РЕАЛЬНОСТЬ БЫТИЯ
Четвертый Путь Гурджиева

(Подчеркнуто мной — wayter)

* * *

СВ и буддийская практика памятования (сатипаттхана)

(Сравнение гурджиевского самовспоминания и буддийского памятования)

  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

