Главная > Общество, Религия, Философия > Богослов.ру: «Бедная религия». М. Эпштейн о постатеистической религиозности

Богослов.ру: «Бедная религия». М. Эпштейн о постатеистической религиозности


В своей статье Михаил Эпштейн отмечает, что семидесятилетний атеизм в Советском Союзе был, безусловно, новым явлением мировой истории потому, что он затронул не только интеллектуальные верхи общества, но и разлился в массы, сформировав несколько поколений сознательно неверующих людей.

Действительно, именно в СССР атеизм «воплотился» и обрел свой пространственно-временной контекст. По аналогии с библейским народом Божьим карикатурно появился «народ-безбожник» – советский народ, имеющий свою «святую землю» – страну победившего социализма и просуществовавший три-четыре поколения. Именно в СССР атеизм явил некую полноту и завершенность.

Атеизм, как новая пустыня, оставил пустое место в религиозной жизни советского общества. Что вырастет на этом месте в постсоветский период?
<…>
Нулевой градус – безбожие – пройден, и начинается то возрастание веры, которое не возвращается к доатеистической стадии, а вбирает её, представляет собой теистическое осмысление и преодоление самого атеизма.

«Бедная религия» начинает с нуля и как бы не имеет традиций. Её «Бог» — грядущий, второго и последнего пришествий. А последнее откровение может быть только одним и общим для всего мира, иначе оно бы не было последним.

Полностью здесь

* * *

Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения, имхо. Несмотря на масштабность разрушений, религия каким-то образом выжила и в СССР, о чем свидетельствует и наличие верующих людей в советское время, и резкое их увеличение после распада Союза. Атеистическая пропаганда в позднем СССР носила скорее формальный характер. Но интересно другое. Соня Лурман, исследовательница атеизма и постсоветской религиозности в республике Мари-Эл, пишет, что одним из результатов советской атеистической пропаганды стало распространение «дидактических навыков» (создание различных визуальных материалов, обучение навыкам публичных выступлений, подбор фактов и иллюстраций и пр.) среди значительной части населения по всей стране (поскольку эта пропаганда была устроена так, что требовалась инициатива и работа на местах, а из центра рассылались только общие указания). И когда Союз развалился и началось распространение религий, то одними из наиболее активных неофитов оказались как раз активисты, занимавшиеся прежде атеистической пропагандой, которые успешно использовали свои навыки и опыт для социальной мобилизации верующих. То есть атеизм, получается, не столько пустыня, а скорее благодатная почва-)

Я обнаружил в цитируемом выше отрывке следующие тезисы, приписываемые М. Эпштейну:

1.70-летний атеизм как новое явление мировой истории
2. Атеизм затронул не только интеллектуалов, но и массы.
3. Сформировалось несколько поколений неверующих людей.

Вы пишете: «Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения». Какая именно точка зрения и в чем ее поверхностность?

М.Эпштейн не утверждает, что религию удалось полностью искоренить и в стране не осталось верующих.  Очевидно, что в стране оставались храмы и при советской власти, а некоторые люди имели смелость ходить в церковь. Речь идет о том, что выросло поколение людей, которые были преимущественно неверующими.

В обсуждаемой статье М.Эпштейн пишет:

«Наш семидесятилетний атеизм, как его ни называй: массовый, научный, государственный,- был, безусловно, новым явлением в мировой истории. И раньше случались массовые ереси, но они не меняли религиозного ядра мировоззрения, не отменяли веры в Бога, в Священное Писание, в бессмертие души (например, немецкие анабаптисты). И раньше случались периоды вольнодумства, но они затрагивали только интеллектуальные верхи общества, не меняли общего религиозного настроения масс (например, французские просветители).

И только в Советском Союзе воинствующий атеизм разлился в массы, сформировав несколько поколений неверующих людей если и не враждебных религии, то глубоко к ней равнодушных. Если они сами не сносили храмов и не сжигали икон, то никогда и не молились, не призывали имени Бога, забыли о самом его существовании».

* * *

Вы пишете: «То есть атеизм, получается, не столько пустыня, а скорее благодатная почва-)». О чем-то сходном говорит и Эпштейн:

«В 1921 году Мандельштам написал, что в советское время все становятся христианами: скудость материальной жизни такова, что остается жить духом святым, и простая домашняя трапеза превращается во вкушение святых даров. «Культура стала церковью… Светская жизнь нас больше не касается, у нас не еда, а трапеза, не комната, а келья, не одежда, а одеяние… «. Далее М.Э. пишет: «Просто жить — уже означает «верить. Такую веру нельзя искоренить, ибо ее храм в каждом доме…».

Сама статья М.Эпштейна, котороя обсуждается в Богослов.ру, здесь

* * *

Не является ли советский атеизм одной из разновидностей процесса секуляризации, просто более радикальной?

В общем-то, похоже на правду. Не является ли гильотина одним из средств борьбы с перхотью, просто более радикальным, чем шампунь?

* * *

То, что в начале  1980-х  выразилось в эссе «Бедная религия»  как ожидание и  надежда,  в 1990-е гг. стало подтверждаться массовыми явлениями. Из  атеизма уходило гораздо  больше людей, чем приходило в храмы.   Они уходили — и не доходили, остаются где-то на распутье. Но это распутье, в  сущности, и есть главная точка, где сходятся все пути, — точка единоверия, равного приятия всех вер  как ведущих к единству веры.  Таких верующих в  1990-е гг. оказалось едва ли не больше, чем  исповедующих какую-либо определенную веру. <…>

Чаще всего бедный верующий присоединяется рано или поздно к какой-нибудь исторической традиции, становится православным или иудеем, но гулкое пространство пустыни, раз пережитое, остается в нем навсегда.  Ведь именно  там, посреди мира, безо всяких приготовлений и оглашений, Бог схватил его  за сердце. Почти во всем мире люди  приходят к Богу через храм, куда   вступают еще детьми. В нынешней России люди приходят в храм через Бога. Отсюда  и ощущение тесноты этих каменных стен, стремление их раздвинуть.

М.Эпштейн

Источник

* * *

Исследование независимой службы «Среда»

Сенсация в том, что принадлежность к русской православной церкви указали лишь 41% опрошенных. Вторая по численности группа — 25% — это те, кто просто верят в Бога, но не исповедуют какую-то конкретную религию. На третьем месте — атеисты — 13%. Мусульман у нас 6,5%…

Может быть, сокращение числа православных и огромное количество «верующих без религии» — продукт скандалов, которые сотрясали РПЦ последний год, и заставили отвернуться от церкви часть россиян? … Координатор исследования Алина Багрина считает, что сокращение числа православных объясняется мировой модой на «секулярность» — веру без принадлежности.

Источник

* * *

До недавнего времени динамика численности верующих шла в противоположном направлении в России и на Западе: в России число увеличивалось, на Западе уменьшалось. Поэтому если «советская история в большей степени вписывается в европейский поток секуляризации», то не совсем обычным образом. На Западе идет постепенное уменьшение числа верующих, а в России c конца 80-х до середины 2000-х шло увеличение.


Источник

* * *

Социологические опросы в один голос подтверждают, что для большинства тех, кто именуют себя православными и мусульманами, это всего лишь способ национальной или культурной идентификации, который не предполагает особого религиозного рвения, а главное, не слишком привязывает к церкви или мечети.
<…>
Рост числа внеконфессиональных верующих растет по всему миру [[интересная конструкция :)]]. Одна из причин — потеря доверия к организованной религии. И то, что у нас этот тренд проявляется так заметно, говорит само за себя.

Б.Фаликов

Отсюда

* * *

Обсуждение в форуме

 

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s