Главная > Суфизм > Суфийский «имажинариум»: барзах, или алам аль-митхаль

Суфийский «имажинариум»: барзах, или алам аль-митхаль


Их статьи А.В.Кузнецова «Алам аль-митхаль — мир исламского имажинэра«.

Имажинэр, концепцию которого плодотворно разрабатывали в двадцатом веке Анри Корбэн, Гастон Башляр, Жильбер Дюран, можно назвать коллективным бессознательным социума…

Промежуточность этого мира засвидетельствована еще одним его названием — термином барзах (перешеек), который Мулла Садра заимствовал из произведений Мухиддина Ибн Араби. Алам аль-митхаль является миром воображения, в том смысле, что человек как познающий субъект встречается в нем не с материальными сущностями, но с образами, которые ничуть не менее реальны, чем материальные вещи.

…душа чувствует и воспринимает образы  алам аль-митхаль гораздо более обостренно и реально, чем объекты материального мира.

Мулла Садра пишет о мире воображения как обязательной стоянке (макам) душ умерших. Однако доступ в этот мир не заказан и душам живых людей.

* * *

Перенос отсюда:

3. Существует параллель между идеями величайшего суфийского мыслителя ибн аль-Араби и теми тенденциями, которые характерны для современой эпохи. Аль-Араби пишет о барзахе, области творческого воображения, где Единобытие являет себя. Между барзахом и виртуальными мирами есть явная аналогия.

Сайт «Электронный барзах»

http://sufism.ru/barzah/index.htm

* * *

Из словаря суфийских терминов:

Барзах — «перешеек», промежуточный мир, «могильный мир». Еще одно название — Дарул Интизаар, место ожидания. Барзах — состояние между этим миром и Ахиратом, то он соединяет их. Подобно тому, что человек в Барзахе испытывает на себе блага или наказания Ахирата, имея возможность время от времени посещать свое будущее жилище, он еще осведомляется о событиях в этом мире, связанных с его положением в Барзахе.

* * *

Перешеек (барзах), один из важнейших концептов исламской доктрины, — это граница, но, как указывает в своем интереснейшем исследовании С. Башьер, граница особого рода: она не просто разделяет, она и соединяет разделенное (см. [Башьер 2004]). Он делает важное наблюдение: эта граница, в отличие от аристотелевской, не содержит внутри себя любую часть ограничиваемого — и тем не менее она, эта граница, задает ограничиваемое, делая возможным его наличие, т.е. схватывает его.

Что такое Перешеек относительно пары Бог-Творение? Ответ напрашивается сам собой: это третья вещь, объединяющая захир-батин-противоположение вечности и времени, Бога и мира. Это — то же самое, что «Истина истин» (хакикат ал‑хака’ик), о которой шла речь выше.

Вот в каком смысле человек «охватывает» все мироздание — но не в том смысле, что «включает его в себя». Человек может выполнить эту функцию всеохвата без включения-внутрь в том поле логико-смысловых закономерностей, с которым мы имеем дело здесь, в пределах арабо-мусульманской культуры. Речь идет о человеке как объединяющем захир-батин-противоположение.

Комментарий А.В.Смирнова к «Геммам мудрости» Ибн Араби.

Источник

Реклама
Рубрики:Суфизм Метки:
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s