Главная > Духовная культура, Психология, Человек > Зрелая личность (По А.Маслоу)

Зрелая личность (По А.Маслоу)


Пожалуй, лучшее описание зрелой (самоактуализирующейся) личности принадлежит А. Маслоу. Автор указывает на следующие её качества:

1.   более эффективное или “бытийное” восприятие действительности, то есть восприятие её такой, какая она есть в реальности;
2.   принятие себя, других и природы во всех проявлениях и без сверхкритики недостатков, без вины, страха и тревоги, но с удовольствием и благодарностью;
3.   непосредственность, простота, искренность без желания производить впечатление и следовать условностям, действуя при этом твёрдо и непримиримо, но вместе с тем терпимо и деликатно;
4.   центрированность на проблемах, сосредоточенность на задачах, которые они считают своей личной, когда человек и его работа подходят друг другу и “принадлежат друг другу подобно тому, как ключ и замок”;
5.   независимость: осознание неприкосновенности внутреннего мира, защита его от посягательств извне, потребность иметь собственные суждения на тот или иной счёт, но не в ущерб их объективности;
6.   автономия: независимость от предписаний культуры и окружения — самодостаточность, самоуправление и самодисциплина, внутренняя мотивация;
7.   свежесть восприятия, независимость от стереотипов мышления — способность видеть новизну в самых обычных событиях жизни и стремление оценивать по достоинству всё, что происходит; индивиду интересно всё, что его окружает, скуки он не знает;
8.   вершинные или мистические переживания: способность испытывать очень сильные переживания, особенно в кульминационные моменты жизни (собственно мистицизм не имеет к этому никакого отношения);
9.   общественный интерес: искреннее стремление помогать людям, способность к подлинному состраданию и бескорыстной помощи, “братская” любовь к людям и человеческому сообществу;
10.   глубокие межличностные отношения, особенно с теми, кто более здоров и близок к самоактуализации, нежели “средний человек”;
11.   демократический характер: отношение к людям определяется их качествами, а не статусом, расой, рождением или принадлежностью к той или иной социальной группе, без того, чтобы стремиться при этом к превосходству или проявлять предубеждение;
12.   разграничение средств и целей, то есть эстетическая определённость и твёрдость, обострённое чувство целей и средств их достижения;
13.   философское чувство юмора: предпочтение юмора, представляющего общечеловеческие глупости одновременно в весёлом и грустном виде. Такой юмор проявляется и воспринимается как вызывающий не смех или хохот, а окрашенную печалью улыбку;
14.   креативность: способность к творчеству, столь же естественная и спонтанная, как и свойственная детям. Проявляется в любом деле, занятии, даже и в быту. В первоклассно проводимый учителем урок в школе вкладывается куда больше творчества, нежели во второсортную литературу или музыку.

Источник

* * *

16 элементов психического здоровья

http://psy-aletheia.ru/blog/nmcw-1#.UnfzCoFouJF.facebook

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s