Главная > Четвертый Путь > Сомнительные (или непонятные) идеи: ты мало кричал на дочку, отец

Сомнительные (или непонятные) идеи: ты мало кричал на дочку, отец


Воспоминание о Гюрджиеве из книги Т. де Гартмана. Пишет Ольга де Гартман:

«Однажды утром г-н Гурджиев и мой отец сидели на скамейке в саду. Мне было необходимо задать г-ну Гурджиеву какой-то простой вопрос; в ответ он ужасно накричал на меня, и я увидела, что мой бедный отец собирается уйти. Но г-н Гурджиев тут же повернулся к нему и сказал: «Вот, видите, отец, что  Вы заставляете меня делать? Вы никогда не орали на свою дочь, поэтому у неё не было этого  переживания, а для людей необходимы все виды впечатлений. Итак, я вынужден теперь делать это вместо Вас…»

 Томас де Гартман. Книга о господине Гурджиеве.Скт.-Пб.,2003.С.130.

Перенос отсюда

Идея: «кричать на ребенка хорошо, поскольку необходимы все виды впечатлений»

* * *

Выдвижение подобной идеи означает обобщение контекста. Что почти всегда неуместно.

1) Вот меня и заинтересовала эта совсем не очевидная и, как кажется, неуместно обобщающая мысль, высказанная Гюрджиевым:

«…для людей необходимы все виды впечатлений. Итак, я вынужден теперь делать это вместо Вас»

Почему необходимы все виды впечатлений? Некоторые впечатления, например, носят травматический характер и могут поломать машину еще больше. Особенно, если исходят от родителей. Слово «все» здесь сбивает с толка.

2) Вы пишете:

«Гурджиев, скорее всего, употребил свои слова в шуточном (обобщающем) варианте»

Своеобразный юмор.

3) Что значит «обобщение контекста»? Обобщить можно идею. Вы имеете в виду «применить идею  по отношению к другим контекстам» (точнее — обстоятельствам)?

Обобщение — это переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

Источник

* * *

В данном случае под словом «все» Гурджиев явно подразумевает: «все впечатления необходимые для КОНКРЕТНОГО человека». Непонятно только почему вы, отходя от этого смысла, концентрируетесь на слове «все».

Надо ли это так понимать, что конкретному человеку Ольге де Гартман был необходим в детстве папин крик, но есть люди (дети), которые в этом не нуждаются?

* * *

Именно так. Но этим детям, в свою очередь, нужен ВЕСЬ набор впечатлений, который важен именно для них.
Собственно, это и есть правильное воздействие Учителя, обладающего восприятием, на ученика.

С Учителем понятно, и Учитель обычно воздействует на сформировавшуюся психику взрослых учеников, которые понимают, что происходит. Они на это подписались, так сказать, и травмы психики не являются непосредственной угрозой.

Но ГИГ в приводимой истории обвиняет отца. Если отец не Учитель, может ли он знать, что именно на его ребенка надо кричать? И если не знает, какую следует выбрать стратегию: на всякий случай кричать или на всякий случай не кричать на ребенка — учитывая, что ребенка можно травмировать криком?

* * *

Простой пример: ребенок тянет руку к горячему предмету, или острому предмету, или к электричеству, и единственный способ его остановить — это криком. Можно дать ему самому испытать последствия контакта с этими предметами, но тогда он будет травмирован физически. если закричать — он будет травмирован морально. Что лучше?

Допустим,  что в некоторых обстоятельствах требуется повысить голос, если ребенок по-другому не понимает. Но здесь речь идет о взрослых людях и других обстоятельствах. Этот аргумент был бы хорош, если бы Ольга де Гартман, впав в детство, тянулась к горячему или острому предмету в момент, когда на нее кричал ГИГ :)

* * *

Откуда мы знаем, что это не так? Из пересказов вторых или третьих рук? И потом горячее или острое не обязательно подразумевает физические предметы. Что если она пыталась «сесть отцу на шею», например?

Ну да, мы можем предположить все, что угодно, и именно поэтому подобные предположения лишены ценности.

Поэтому лучше полагаться на конкретные слова и описание ситуации: Ольга задает малосущественный вопрос, а в ответ ГИГ на нее кричит, что из сути вопроса никак не вытекает. После этого следует странное, как мне видится, объяснение: отец в детстве не кричал, приходится это делать мне.

Кричать на взрослого человека, чтобы компенсировать нехватку крика в детстве, кажется необычной стратегией (но, возможно, за этим стоит подлинное знание психологии — что и предполагается выяснить).

Если бы у Ольги было мало отрицательных переживаний в жизни и она жила бы в «башне из слоновой кости», то объяснение о необходимости иметь разные впечатления было бы легче принять. Но мы знаем, что она потеряла практически все и прошла тяжелейшую эмиграцию. Так что и без Г.И. у нее хватало негативного опыта. Да и вообще даже в мирное время трудно представить себе, чтобы у человека (и ребенка тоже) все было радужно. Будде было достаточно увидеть увядший листок, чтобы узнать о страдании.

Допустим, что у ГИГ были самые реальные основания для этого поведения. Но мы о них не знаем, и объяснение приводится без подробностей. Поэтому я и поместил описание этой истории в рубрику «Сомнительные (или непонятные) идеи».

* * *

Уместно будет сказать, что уже давно я сковал себе особый «панцирь», так как очень хорошо знал приступы гнева Г. И. Может быть развитие такого отношения когда чужие отрицательные эмоции не задевают и было целью.

Вполне может быть, и подобные описания у меня вопросов не вызывали, даже если этот метод — с криками — мне не кажется таким уж замечательным и эффективным.

Допустим, что ГИГ тренировал Ольгу, чтобы ее не задевали чужие отрицательные эмоции. Но в ситуации также задействован ее отец (видимо, не являющийся учеником) и дается странное объяснение крика — отец не делал, когда Ольга была ребенком, поэтому ГИГу приходится взять эту роль на себя. Именно эта часть вызвала у меня сомнение.

* * *

******************* Рассказ старой поэтессы **********************

В детстве я увлекалась учением Гурджиева. Однажды, когда Гурджиев приехал к нам в город, я уговорила отца сводить меня к нему, чтобы задать учителю волновавшие меня вопросы.

Гурджиев сидел в холле гостиницы. «Подойди ко мне, девочка. Чего ты хочешь?» — спросил он. Я задала вопрос. Гурджиев внезапно схватил меня и вышвырнул в окно. Мой бедный отец стоял опешив и открыв от удивления рот. «Вот, видите, отец, что Вы заставляете меня делать? Вы никогда не швыряли свою дочь в окно холла, поэтому у нее не было этого переживания, а для людей необходимы все виды впечатлений. И я вынужден теперь делать это вместо Вас» — пояснил Гурджиев.

Вывалившись из окна, я обошла здание и вернулась в холл гостиницы. Гурджиев был приветлив и пригласил нас к себе в кабинет.

Кабинет находился на втором этаже. Гурджиев предложил нам сесть на удобный мягкий диван, правда, диван был великоват, и я едва доставала ногами до пола. «Так о чем ты хотела узнать, девочка?» — спросил Гурджиев. Я повторила свой вопрос. Не дослушав до конца, Гурджиев вновь схватил меня и швырнул в окно. К счастью, под окном была клумба с цветами и я удачно упала так, что мои ноги остались целыми. Немного придя в себя я стала отряхивать цветы и прилипшую грязь. Ко мне бежал мой несчастный отец. «Что ответил Гурджиев?» — взволнованно спросила я его? «Гурджиев сказал: «Вы никогда не швыряли свою дочь из окна второго этажа, поэтому у нее не было этого переживания, а для людей необходимы все виды впечатлений. И я опять вынужден делать это вместо Вас». «Пойдем домой, детка» — добавил отец.

С большим трудом я уговорила отца вернуться и продолжить разговор с моим кумиром. Когда мы вошли в холл нас встретил улыбающийся секретарь. «Гурджиев ждет вас в чайной комнате на третьем этаже» — сказал он…

* * *

Обсуждение в форуме

  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

