Главная > Философия, Человек > О разуме (препятствие для «живой полноты» или ее условие)

О разуме (препятствие для «живой полноты» или ее условие)


Философ. Вы говорите, что разум насильственно сводит к мертвому тожеству живое многообразие сущего. Что он подменяет мир пустою и логически-принудительной схемой. И вот, вы зовете нас вернуться к «живой полноте». Для этого якобы необходимо, прежде всего, отказаться от «скудного рационального познания» и искать «жадного, осязающего постижения реальности». Так ли я вас понял?

Х. Приблизительно так. Но что именно вызывает ваше недоумение?

Философ. Вот что. Выходит, — чтобы вернуться к этой самой «полноте», надо предварительно подвергнуть себя жестокой операции: с корнем вырвать некую смущающую и опасную, на ваш взгляд, силу — разум. Старый прием! И знаете, у кого вы этому научились? У нас же, у ваших врагов — у философов. Умаление вещей и человеческой личности, в котором вы их только что обвинили, — ведь оно как раз в этом и заключается: признать, что в человеке что-нибудь заслоняет высшую реальность и начать «отрешаться». Отрешаться от тела с его страстями и лживыми свидетельствами чувств или, как вы, — от разума: прием, по существу, один и тот же.
<…>
Вы ведь жаждете «полноты», да еще и «живой». Хороша полнота, которая в том состоит, что меня лишают существенной части меня самого! Пускай разум опасная сила, но он во всяком случае — сила. Неоспоримо наличная в нас, вполне реальная. Предположим, что вместе с вами и я возмечтал бы о «полноте». И что же? Я все-таки решительно отказался бы от предлагаемой операции — именно ради моей полноты, именно ради моей цельности…

Н.Бахтин. О разуме.
В кн.: Н.Бахтин. Философия как живой опыт.М.Лабиринт, 2008. Стр.113

См. также
Разум — «метафизический паразит». (М.Шелер об основных идеях о человеке)

* * *

Слишком большая упорядоченность в мысли разрывает с жизнью.  Можно вычленить какой-то аспект действительности, просле­дить его логику и выстроить ее как систему научных терминов. Но чем ближе мы подходим к глубине бытия, или чем острее чувствуется движе­ние времени, ветер перемен, смена вех, — тем менее это возможно.

Григорий Померанц

* * *

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

А.С.Пушкин

Что и составляет величие человека, ежели не мысль? 
Да будет же мысль свободна, как должен быть свободен человек.

А.С.Пушкин

* * *

[Обсуждение в форуме]

Рубрики:Философия, Человек Метки:
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Оставьте комментарий