Главная > Четвертый Путь > Самовспоминание и эмоции / ощущения

Самовспоминание и эмоции / ощущения


СВ и необычные ощущения

…когда я начал учиться разделению внимания, я увидел, что вспоминание себя даёт удивительные ощущения, которые естественным путём, сами по себе, приходят очень редко и в исключительных условиях. Так, например, в то время мне нравилось бродить вечерами по Петербургу и «ощущать» его дома и улицы. Петербург полон странных ощущений. Дома, особенно старые, совершенно живые: я только что не мог разговаривать с ними. В этом не было ничего от «воображения». Я просто ходил, стараясь вспоминать себя, и глядел вокруг; ощущения приходили сами собой.

П.Успенский.ВПЧ. Гл. 7

Усилия вспомнить себя, наблюдение себя в момент получения впечатлений, наблюдение своих впечатлений в момент их получения – так сказать, регистрация приёма впечатлений – и одновременное определение получаемых впечатлений – всё это, вместе взятое, удваивает интенсивность впечатлений и переводит «до 48» в «ре 24».

ВПЧ. гл.9

* * *

СВ и эмоции:

В. В некоторые моменты пробуждаешься только умственно…
О. Само-воспоминание всегда становится эмоциональным. То, о чем вы говорите, это только начало. Вы можете стараться помнить себя умом, но если вы на самом деле вспоминаете себя, даже на короткое время, это становится эмоциональным. Это не одна из степеней. Это всегда так. Необходимо стараться больше и больше.
В. Возможно ли вспоминать себя эмоциональным центром, при этом предоставив интеллектуальному продолжать свою работу?
О. На самом деле, реальное само-воспоминание начинается тогда, когда вы вспоминаете себя эмоциональным центром.

П.Д.Успенский

Источник

* * *

СВ и отрицательные эмоции:

В. Каково соотношение между самовоспоминанием и отрицательными эмоциями?
О. Когда появляется отрицательная эмоция, самовоспоминание становится невозможным. Поэтому, чтобы вспомнить себя, человек должен обладать некоторым контролем над отрицательными эмоциями.

…отрицательные эмоции являются одним из главных факторов, которые делают нас неспособными вспоминать себя. Поэтому одно не может развиваться без другого. Вы не можете бороться с отрицательными эмоциями без воспоминания себя больше и больше, и вы не можете вспоминать себя больше и больше без борьбы с отрицательными эмоциями

П.Успенский. «Четвертый Путь». Гл.5.

* * *

Второй Сознательный Толчок, эмоции и СВ

«Это трансформация негативных эмоций в позитивные. И она становится возможной лишь после долгой работы над самовспоминанием, когда вы сможете оставаться сознательным в течение продолжительного времени, и когда начнет работать Высший Эмоциональный Центр»

П.Успенский. «ЧПуть»

Источник

Усилие, которое создает этот толчок, должно состоять в работе над эмоциями, в их преобразовании и превращении. Это превращение эмоций поможет затем трансмутации си 12 в человеческом организме. Никакой серьезный рост невозможен без подобного превращения.
<…>
Дурное настроение, беспокойство, ожидание неприятностей, сомнение, страх, чувство обиды, раздражение — любая из этих эмоций, достигая определенной степени интенсивности, скажем, за полчаса или даже за полминуты поглощает все вещества, подготовленные на завтра; одна-единственная вспышка гнева или другой страстной эмоции может взорвать все вещества, изготовленные в лаборатории, и оставить человека опустошенным на долгий срок, и даже навсегда.

Все психические процессы материальны. Нет ни одного процесса, который не потребовал бы расхода определенного, соответствующего ему вещества. Если имеется вещество, то процесс происходит. Когда вещество истощается, процесс останавливается.

П.Успенский

Источник

* * *

«А какая здесь связь с темой?» Ну во первых самое сознательное существо во вселенной Бог испытывает чувство гнева, об этом нам свидетельствует как Библия так и Коран как я пологаю. Отсюда ваши рассуждения о несовместимости СВ и ОЭ выглядят по детски…Во вторых как я полагаю суфий или православный аскет домустим на себе и через себя испытывает этот Божий Гнев, т.е. это по видимому некое религиозное чувтсво. Т.е. сам гнев ОЭ может быть очень даже возвышенным чувством духовным как мы видим. Поэтому я не вижу никаких логических противоречий в том чтобы при СВ испытывать гнев.

Использовать Божий гнев в качестве аналога эмоциональной активности человека, а потом строить на этом рассуждения — слишком шаткая умственная конструкция. Что касается суфизма, то там Божий гнев понимается обычно не как «эмоция» ВсевышнегоИмеется в виду, что некоторые события выглядят для нас как проявление гнева Всевышнего, из которых суфий может извлечь урок. При этом суфию не обязательно гневаться самому.

* * *

Ну хорошо возьмем такой пример, в евангилие описан такой случай когда Иисус заходил в храм и увидел там торговцев после чего стал их бить кричать на них и в конце концов повыгонял из храма. Как по вашему что за гнев овладел Иисусом? Было ли это отождествление или что то другое? Много описано случаев ругани того же Гурджиева…что это такое?

Этот пример почти так же трудно исследовать, как эмоции Бога )

Во-первых, нигде в Евангелии не написано, что Иисус гневался на менял.

Во-вторых, даже если было бы написано, неизвестно, правильно ли были истолкованы переживания Иисуса.

В-третьих, мы ничего не знаем о степени осознанности Иисуса на тот момент.

Во-четвертых, сам эпизод кажется исторически не слишком правдоподобным (см. Википедию ):

«С иудейской точки зрения Иисус вообще не мог изгонять торговцев, так как обмен денег и торговля находились вне Храма — на Храмовой горе».

* * *

http://www.youtube.com/watch?v=gsdCmX5DoqA&playnext=1&list=PL272673082B0BA01A&feature=results_video Вы как знающий человек можете сказать что испытывают при этом суфии?

На записи — громкий зикр. Я сильно сомневаюсь, что эти люди поддерживают разделенность внимания и проч. Скорее, они пытаются «раствориться» и отсутствовать, а не присутствовать.

Громкий зикр вызывал у многих наставников осторожное отношение.

«…хотя зикр-и джали [громкий] иногда практикуется в присутствии шейха во время собраний братства Ниматуллахи, наиболее важным является зикр-и хафи [тихий]».

Дж.Нурбахш.Путь.Духовная практика суфизма.М.2007.С.152.

В отличие от громкого зикра, зикр сердца (тихий)  можно сопоставить с идеями присутствия, пробужденности и даже самовспоминания. Тихий зикр — это инструмент, который годен для жизни, в отличие от громкого, который всегда связан с искусственной ситуацией ритуала.

* * *

(Самовспоминание и чувство радости)

«Я очень хорошо помню, что с появлением этого убеждения все мое существо наполнилось как бы единым, никогда до этого не испытанным, чувством радости. Одновременно с этим во мне само по себе и без какой-либо манипуляции с моей стороны появилось ощущение, так сказать, «самовоспоминания», также никогда-прежде-не-испытанной силы«.

Г.И.Гурджиев. Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть»

* * *

СВ это работа с СОЗНАНИЕМ. Там нет никакого экстаза, там нет никаких эмоциональных переживаний.

Теперь из свидетельства ГИГа, приведенного выше, мы знаем, что СВ как минимум может сопровождаться эмоциональными переживаниями (чувством радости).

* * *

По тексту, иногда, можно с определенной долей уверенности предполагать эмоциональное состояние человека в момент написания текста. Другое дело, что форумное общение дает возможность имитации в сообщении любых эмоций, даже противоположных тем, которые человек испытывает при написании сообщения. В жизни правдоподобно сыграть выражение эмоций гораздо сложнее.

Надо заметить, что в любом случае мы на форуме имеем дело с персонажами, а не с реальными людьми. Поэтому если человек на форуме раз за разом демонстрирует одни и те же качества — то есть его текст можно интерпретировать как определенный тип мышления и эмоций — то можно считать, что он и есть такой, каким показывает себя на форуме. А если он «на самом деле» другой, у него всегда есть возможность это отразить в своих сообщениях и разубедить остальных участников. Почему-то это никогда не происходит. Что мы видим в форуме — и есть сам человек, скорее всего.

* * *

Не согласен я что нужно тут создавать положительную роль или пытаться доказывать свою положительность да и зачем?

Обычный человек и не сможет создать себе роль осознанно. Раскусят, особенно под давлением. А часто и безо всяких спец. усилий можно понять с кем имеешь дело.

Создавать положительную роль не обязательно, но желательно попытаться чему-то научиться. То есть сменить, например, постепенно бессвязные, беспомощные рассуждения на что-то более адекватное. Развивать Интеллектуальный Центр. Не реагировать механически на чужие слова. Не использовать формирующий аппарат, где он не к месту. Сдерживать отрицательные эмоции. Форум дает немало возможностей поработать над собой.

Вы забыли что ГИГ говорил о разных «я». Эти «я» проявляют себя в разных ситуациях, на работе одно «я», в семье другое, на форуме третье…

Не следует смешивать учение о множественности «я» и отсутствии единства в человеке с концепцией социальных ролей. Они в чем-то связаны, но совсем не идентичны.

ВПЧ:

Первым пунктом, на котором он [ГИГ] делал упор, было отсутствие единства в человеке. «Величайшая ошибка, – говорил он, – думать, что человек всегда один и тот же. Человек никогда не бывает долго одним и тем же. Он постоянно изменяется; он редко остается неизменным даже в течение получаса. Мы думаем, что если человека зовут Иваном, он всегда будет Иваном; ничего подобного! Сейчас это Иван, через минуту – Петр, а ещё через минуту – Николай, Сергей, Матвей, Семен. А вы всё ещё думаете, что это Иван. Вы знаете, что Иван не может делать некоторых вещей, например, не в состоянии солгать. Затем вы обнаруживаете, что он солгал, и удивляетесь, как он мог это сделать. Однако Иван и впрямь не может лгать: солгал Николай.

* * *

Вейтер, то Вы говорите что может играть роли, то говорите что не может и будет вычислен просто???

Я писал: «Обычный человек и не сможет создать себе роль осознанно. Раскусят, особенно под давлением. А часто и безо всяких спец. усилий можно понять с кем имеешь дело«.

 Имеется в виду, что без специальной подготовки и таланта довольно сложно притвориться кем-то, кем человек не является, и поддерживать этот образ в течение продолжительного времени.

А потом я писал следующее: « Также в рамках форума человек может играть различные социальные роли«.

Здесь имеется в виду, что человек может играть различные социальные роли, без которых он в принципе не может обойтись и которые он играет в какой-то степени степени неосознанно. В некотором смысле роли «играют его».

Например, на форуме — в рамках роли «участник форума» — возможны также другие роли.  Условно назовем их «борец за справедливость», «наставник», «начинающий», «эксперт», «первооткрыватель» и тому подобное.

То есть множественные «я» вполне могут проявлять себя и в рамках форума. Также в рамках форума человек может играть различные социальные роли.

Наверное если упростить то можно вопрос задать так, чем социальная роль внешне тут на форуме  отличается от искусственной роли?

1) Человек заходит под одним ником, потом исчезает, потом появляется под другим, но его быстро «вычисляют», или раскусывают, другие участники форума. Даже если он пытался изображать кого-то другого в своей второй, искусственной роли.

2) Человек не может не играть определенные роли — работника, родителя, учителя, участника форума, эксперта и т.п. Здесь нечего раскусывать, это его социальные роли, которые он выучивается играть в процессе социализации, то есть приспособления к обществу.
Источник

* * *

Второй Сознательный Толчок, эмоции и СВ«Это трансформация негативных эмоций в позитивные. И она становится возможной лишь после долгой работы над самовспоминанием, когда вы сможете оставаться сознательным в течение продолжительного времени, и когда начнет работатьВысший Эмоциональный Центр». П. Успенский. «ЧПуть». ИсточникУсилие, которое создает этот толчок, должно состоять в работе над эмоциями, в их преобразовании и превращении. Это превращение эмоций поможет затем трансмутации си 12 в человеческом организме. Никакой серьезный рост невозможен без подобного превращения.

Описание трансформации отрицательных эмоций в положительные (из суфийcкой литературы). Можно истолковать как поэтическое описание работы Высшего Эмоционального Центра. Отрицательные эмоции переосмысляются в качестве позитивных, направляющих человека к Реальности. Главным оказывается памятование о Боге — это позволяет трансформировать негативные эмоции.

Баха Валад (суфийский шейх, отец Дж. Руми):

Они спросили: «Если верующий находится в темнице, то как он может быть веселым?» Я сказал: Если он искренен, то он будет веселым, как Иосиф Искренний, [когда тот был] в заточении. Когда верующий ослушивается Бога и во рту у него становится горько: «Как мне, который ослушался Бога, теперь молить Его о прощении? Как мне обратиться к Нему и говорить Ему о моей нужде?», то он должен радоваться этой горечи [во рту] и разбитости тела и быть довольным тем, что Бог уготовал ему — а именно что он ощущает горечь во рту от страха разлуки с Ним. Если [в твоем сердце] нет веры, то зачем тебе бояться наказания? Если, несмотря на дерзость и смелость твоих проступков, ты радуешься, когда вспоминаешь о рае и о Его ласке, великодушии и прощении, — то это и есть вера, дружба и полагание, какими бы они ни были. На этом пути печаль и радость, раскаяние в проступках и дерзость в проступках — все это является доказательством твоей любви к Богу и доказательством твоей веры в Него. Твоя любовь к Богу, [в свою очередь], есть доказательство любви Бога к тебе — «Он любит их, и они любят Его».

Где бы ни слышались плач и смех, смех — из-за единения с милостями Бога, а плач — из-за разлуки с ними.

Цит. по кн.: У.Читтик. Суфизм. Руководство для начинающих.М.2012.C.159.

Перенос отсюда

* * *

Однажды утром, во время очередной беседы с Далай-ламой, я решил затронуть эту тему.
— Как, по-вашему, следует бороться с ощущением несправедливости, которое часто возникает у нас в сложных ситуациях и причиняет нам такие душевные страдания?
— У этой проблемы существует множество решений. Я уже неоднократно говорил о важности принятия страдания как неотъемлемой составляющей человеческого существования.

Источник

*

Намеренное страдание.

Второй Сознательный Толчок

«Намеренное страдание -это намеренное принятие всех видов страдания как неотъемлемой части существования. Для того, чтобы подготовиться к этому виду Святого Утверждения в нашей повседневной жизни мы должны выполнять специальные упражнения, включая поиск и приветствие страдания во всех его формах, и особенно в тех, которые незаметны или проявляют себя в других категориях, таких как, например, «беспокойство», «страх» или «депрессия».

Источник

* * *

Положение о том, что для отрицательных эмоций нет своего центра, я отнес к разряду сомнительных идей. Обсуждение здесь:

Сомнительные (или непонятные) идеи: все отриц. эмоции вредны; для них нет центра

«…что вообще трансформируется?»

Трансформируется информация, которая попадает в центры. То, что интерпретировалось то ли (ложной) личностью, то ли примитивными инстинктами как негатив и опасность, видоизменяется в нечто позитивное.

Смирение перед обстоятельствами (приятие), а также памятование Бога (или самовспоминание в нерелигиозной версии) позволяют взглянуть на ситуацию по-другому и дают возможность не испытывать отрицательные эмоции. А если СВ интенсивно, то возможно даже испытывать позитивные переживания в трудных обстоятельствах.
СВ выводит за пределы ситуации, ведет к экстазу (в смысле выхода за грань, побега из клетки); отсюда ощущение свободы и радости.

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s