Главная > Суфизм, Человек > Самоотрицание и самоутверждение

Самоотрицание и самоутверждение


Духовность обычно ассоциируется с исчезновением: стань никем,  отвергни свою самость и тогда ты станешь всем. Таков путь самоотрицания.

Наша природная тенденция — обратная, к самоутверждению. Самость подчеркивает свою важность, пытается расширить и утвердить себя. Можно ли обнаружить что-то духовное в самоутверждении?

Самость — это отделенность, подчеркивание границы между человеком и миром. Какова роль границы?
«…границы рождают мою самость. Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование» (К.Ясперс)

У философа Ортеги-и-Гассета есть мысль, что «жизнь – это неизбежная потребность определиться» (а это означает и самоутвердиться), а «рельность — это то, что сопротивляется нашим желаниям», то есть сдерживает, ограничивает нас. Можно сказать, что у Реальности есть два аспекта: один связан с Творением и жизнью, неизбежно ведущим к ограничиванию, другой — с исчезновением и растворением в Целом. Жизнь требует определенности, то есть ограниченности, а исчезновение позволяет ускользнуть от несвободы ограничений. Оба аспекта связаны неразрывно и чреваты один другим. Чтобы исчезнуть, нужно быть; чтобы по-настоящему быть — нужно исчезнуть.

На человеческом уровне аспект исчезновения связан с мистическим неведением, отказом от мышления, недеянием. «Я очутился в том краю, вкусив неведенья такого, что выше знания любого» (св. Хуан де ла Крус). Самоутверждение, с другой стороны, требует знания, мысли и воплощается в действии.

Исчезновение и неведение часто окрашены в бесстрастность, подразумевая победу над страстями и личностными интересами. Аспект Творения и ограничивания (но, в конце концов, и выхода за рамки ограничений), напротив, выражается для человека через интерес. «Человека интересует то, в чем он узнает возможность для себя быть иным, оставаясь собой. Даже поверхностные интересы имеют свою экзистенциальную сторону. Например, инересуясь атлетикой, человек испытывает возможность быть сильнее и быстрее себя самого. Интерес имеет самое глубокое участие в самоопределении человека как потенциального существа, в его стремлении «быть целым миром». (М.Эпштейн.Философия возможного.С.-Пб.2001.С.218).

Одна сторона Реальности подталкивает: «стань всем, чтобы быть никем» (мирское избавление от ограниченности через увеличение возможностей, расширение и самоутверждение). Другая подсказывает: «стань никем, чтобы быть всем» (мистическое сжатие, избавление от ограниченности путем отказа от самости и от самоутверждения).

* * *

Проявленность сил самоотрицания и самоутверждения можно увидеть в социально-исторической сфере.

Например, рассмотреть  глобализацию,  «…процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик».

При глобализации исчезает самобытность местной культуры, которая выступает в данном случае аналогом индивидуальной самости. Идет растворение частного в целом, многообразия — в единстве.

Критика глобализации

Критику самобытности, наверное, тоже можно найти :)

* * *

Ведь в конце концов вещь сохраняется только благодаря своим границам и тем самым благодаря более или менее враждебному противодействию своему окружению; без папы не было бы Лютера, а без язычников — папы, поэтому нельзя не признать, что глубочайшая приверженность человека к сочеловеку состоит в стремлении отвергнуть его.

Р.Музиль. «Человек без свойств».

* * *

нафс как советский пограничник
в реальность тропы стережет
а если не стеречь границы
уже давно все были б там

(Пирожок о патриотичности ограниченности вообще и нафса в частности)

Мистик по определению трансцендентен, то есть заграничен )

Сегодня он не хвалит нафс,
А завтра родину продаст.

* * *

Мистик — патриот Царствия Божия, а на муниципальном уровне — Града небесного )

* * *

Мир един, а потому любые границы не вполне реальны; ограниченность — особенность ума. Но ум способен также увидеть размытость и условность границ:

Апория «Куча»

«Если прибавлять по одному зерну, с какого момента появится куча, и значит ли это, что куча возникает в результате прибавления одного зерна?»
или, если сформулировать по-другому:
Одно зерно кучи не составляет. Если прибавить ещё одно зерно — это тоже не куча. Так с какого же зерна начинается куча?

Источник

Чем более развит и изощрен ум, тем более он способен увидеть единство в мире. «Смотри в одном направлении и стремись увидеть все как одно». Можно сказать, что ограниченный ум больше состредоточен на подчеркивании границ.

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s