Главная > Четвертый Путь > Внутренняя целостность или окаменелость?

Внутренняя целостность или окаменелость?


Что человек — почти каждый — десять раз на день меняет свои убеждения, это ясно для всякого беспристрастного наблюдателя. Об этом много раз говорилось, это служило предметом сатирических и юмористических изображений для многих писателей. И в том, что быть неустойчивым в своих суждениях — это порок, никто не сомневался. Наше воспитание на три четверти сводится к тому, чтобы приучить нас самым тщательным образом скрывать в ce6e переменчивость в суждениях и настроениях. Человек, не умеющий сдержать свое слово, — последний человек: на него ни в чем нельзя положиться. Тоже и человек, не имеющий прочных убеждений: совместная деятельность с ним невозможна. Мораль, здесь, как и всегда, исходящая из утилитарных соображений, выдвигает «вечный» принцип: ты должен всегда оставаться верным своим убеждениям. В культурных кругах эта заповедь считается до того незыблемой, что люди даже пред собою боятся оказаться непостоянными. Они окаменевают в своих верованиях, и для них нет большего стыда, чем признаться, что они переменили свои мнения. И когда прямые люди, как Монтень, открыто рассказывают о непостоянстве своих взглядов и настроений, — это многим даже кажется неправдой, клеветой на самого себя. Не нужно ни видеть, ни слышать, ни понимать, что вокруг тебя происходит: раз ты сформировался, ты потерял право расти, ты должен оставаться статуей, о которой все знают, в чем ее качества и в чем недостатки.

Л. Шестов. Апофеоз беспочвенности

* * *

Очень часто, почти в каждой беседе, Гурджиев возвращался к вопросу об отсутствии в человеке единства.
— Одна из главных ошибок человека, – говорил он, о которой необходимо помнить, – это его иллюзия относительно своего «я».
«Человек, каким мы его знаем, «человек-машина», который не в состоянии что-либо «делать», с которым и через которого всё «случается», лишён постоянного и единого «я». Его «я» меняется так же быстро, как его мысли, чувства и настроения; и он совершает большую ошибку, считая себя всегда одним и тем же лицом; в действительности, он – всегда другая личность, не та, какой он был мгновение назад.
«Человек, не имеет постоянного и неизменного «я». Каждая мысль, каждое настроение, каждое желание, каждое ощущение говорят: «Я». И в любом случае считается несомненным, что это «я» принадлежит целому, всему человеку, что мысль, желание или отвращение выражены этим целым. На самом же деле для такого предположения нет никаких оснований. Всякая мысль, всякое желание человека появляются и живут совершенно отдельно и независимо от целого. И целое никогда не выражает себя по той причине, что оно, как таковое, существует только физически, как вещь, а в абстрактном виде – как понятие. Человек не обладает индивидуальным Я. Вместо него существуют сотни и тысячи отдельных маленьких «я», нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих и несовместимых. Каждую минуту, каждое мгновение человек говорит или думает: «я». И всякий раз это «я» различно. Только что это была мысль, сейчас это желание или ощущение, потом другая мысль – и так до бесконечности. Человек – это множественность. Имя ему – легион.

П.Д.Успенский. ВПЧ

* * *

С одной стороны, множественность «я» — недостаток, требующий исправления. С другой — естественная реакция на сложность мира множественности, необходимая особенность, позволяющая расти и развиваться?

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Alexandr
    Август 8, 2012 в 16:35

    С одной стороны — непостоянство, есть множественность «я», а следовательно, незрелость,  ведущая к непредсказуемым и нелепым поступкам в обществе. 
    С другой стороны — постоянство в виде сформировавшегося характера, как привычек основанных на морали и др.  есть окаменелость сердца не способного к обучению. 

    Напрашивается вывод: это две стороны, как крайности и идти по ним неправильно. Идти в крайности значит развиваться в них. 
    Соответственно, есть некий другой путь и опора на нем. При этом никто не говорит, что хозяина быть не должно. Хозяин с добропорядочными качествами, схожими с Пророком Мухаммадом, обязан быть. У хозяина опора — Аллах. Поминая Его, помнить Его и Его руководство через Коран. Постич Коран невозможно самостоятельно, без наставника. Здесь, мне кажется и начинается Путь. С одной стороны Наставник, помогает избавится от всего вредного, а с другой стороны, ведет к познанию Творца, замещая вредное — полезным. 

    Соединится с Опорой на Пути возможно с помощью любви. Любовь обрести, возможно только в продвижении, в познании Творца. Как мы можем любить,  если не знаем ничего о Нем? Возможно, Любовь, и есть та середина между крайностями, способная пробуждать Бытие, дав при этом соприкаснуться с Опорой — Всеобьемлящим Абсолютом. 
    Любовь, как посредник. Есть сравнение у Ибн Араби: огонь и вода, но закипеть вода может только через котелок. 
     

     

  2. Tanja
    Август 12, 2012 в 22:06

    «Только через котелок» — как-то больше с разумом соотносится :-)

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s