Главная > Наука, Суфизм, Традиция > Молитва с точки зрения нейробиологии: друг, а не Абсолют

Молитва с точки зрения нейробиологии: друг, а не Абсолют


С точки зрения нейронауки обращение к Богу не отличается от беседы с друзьями и соседями.
<…>
…истово верующие люди воспринимают Бога как конкретную персону — несмотря на теологически сложную и высоко абстрактную природу христианского Бога.

Удивительно, но беседы с Богом не вовлекают регионы мозга, которые обрабатывают абстрактные концепции.
<…>
Мозг [эволюционно] развивался не для того, чтобы вступать в контакт с невидимыми сверхъестественными существами.*

Источник (англ.)

* * * * *

Как говорит Б. Паскаль,  «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых»

Бог ученых, философов и теологов безупречен, но лишен жизненности — поскольку  у нас не развивался навык «вступать в контакт с невидимыми сверхъестественными существами».

Бог простого человека сам похож на человека**, он живой, он — друг, но тем самым теряет что-то от своей безупречности. Природные силы подталкивают человека к идолопоклонству: высшая сила должна быть видима или хотя бы ощутима .

————————————
* When we look at prayer through the lens of neuroscience, we can make an interesting observation: Talking to God is not really different from talking to one’s friends and neighbors.

<…>
strong believers process God as a concrete person – in spite of the theologically complex and highly abstract nature of the Christian God.

Surprisingly, considering God’s postulated invisibility, omnipresence, omnipotence, and omniscience, we found that conversing with God was not associated with regions that process abstract concepts.

The brain did not evolve to communicate with invisible supernatural beings.

* *
Притча Руми «Моисей и пастух» на эту тему:

Однажды Моисей случайно подслушал, как некий пастух обращается к Богу с простодушной молитвой, в которой высказывает желание во всем служить Богу – стирать Ему одежду, выискивать вшей, целовать руки и кормить перед сном. Молитва пастуха заканчивалась словами: «Вспоминая о Тебе, не могу вымолвить ничего, кроме а-а-ах и о-о-ох». Моисей пришел в ужас, а затем набросился на пастуха с упреками. Неужто он не соображает, с кем говорит?! Бог – Творец Небес и земли, а он болтает с ним, будто с родным дядькой! Пастух горько каялся и, безутешный, ушел замаливать грех в пустыню. Но тут уже Господь сурово отчитал патриарха: Ему нужны не заученные фразы, а искренняя любовь и смирение. Не существует единственно верного способа высказываться о Боге:

Что плохо для тебя, Ему приятно,
Что яд для одного, другому – мёд.
Кто чист, а кто нечист, кто празден иль усерден,
Меня тревожит мало, я на это не смотрю.
Молитвы лучше или хуже не бывает:
Индус Мне молится, как молятся индусы,
Дравид исламский – как ему привычно.
Но оба Меня хвалят, оба – верно.
Не в правильных молитвах Моя слава,
А в том, что молятся! Не слышу даже слов
Произносимых, нужно лишь смиренье.
И Настоящее – вот в этом простодушье,
А не в словах! Забудь красивый слог,
Мне страсть нужна, горенье!
Будь же другом Пылающей души своей,
И пусть сгорят и мысли и слова

Источник

* * *

Суфии относятся к Богу как к Другу (дуст). Такое отношение основывается на айате Корана «Бог любит их, и они любят Его» (5:54), смысл которого суфии понимают следующим образом: именно любовь Бога к нам и вызывает в нас ответную любовь к Нему. Фахр ад-Дин Ираки, персидский суфий XIII века, определяет дружбу с Богом как отношения, в которых любовь Бога предшествует любви духовного путника. Иными словами, Бог является нам Другом потому, что Он привил нам опыт любви и добротолюбия. Можно понимать это так, что, с точки зрения суфиев, друг — это тот, кто ведет нас к переживанию опыта дружелюбия и любви.  Но существует и более глубокая причина для того, чтобы обращаться к Богу как к Другу. Подобное обращение, я полагаю, помогает обрести в дружеских отношениях опыт единства. Имеется в виду, что такого рода опыт дает нам возможность перестать видеть себя отделенным от других. Эта постепенная утрата фокусировки на себе самом может начаться с сочувствия другим, затем вырасти до чувства идентификации с другими и даже достигнуть кульминации в переживании опыта единства, когда человек не сознает более никакого разделения на «я» и «другие».

Д-р Алиреза Нурбахш. Дружба
(Отрывок из речи, опубликованной в 14-м номере журнала «Суфий»)

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s