Главная > Религия > Огнепоклонники ли зороастрийцы?

Огнепоклонники ли зороастрийцы?


В зороастризме проявлением Бога считался свет и поэтому к источнику света обращаются, когда хотят обратиться к Богу. Огонь на алтаре выполнял роль источника света. Название «огнепоклонники» ошибочное, вроде, скорее «светолюбы» зороастрийцы в этом смысле.

Не ошибочное, наверное, а внешнее. Название, которое давали зороастризму еще в древности последователи других религий. Но скажем прямо, были некоторые серьезные основания называть зороастрийцев огнепоклонниками. Как бы то ни было, название «приросло».

* * *

Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Тем не менее не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет.

По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное. Иерархия огней приводится в Ясне 17 и Бундахишне

Википедия. Ст. Зороастризм

Во все времена последователей зороастризма называли не иначе, как «огнепоклонниками», поскольку в их храмах всегда горел Огонь, и горит по сей день. Но поклонялись зороастрийцы не Огню, а Господу Богу Ахура-Мазде, чье имя означает «Господь Премудрый». Огонь же, как олицетворение света и чистоты, как символ божественного духа, присутствующего в каждом живом творении, был и остается для зороастрийцев лишь непременным атрибутом их богослужения.

cайта зороастрийской общины С.-Петербурга

Храмовой огонь, тем не менее, неизбежно приобретал особую святость и побуждал верующих к глубокому почитанию. Его чистота, поскольку он помещался в специальных святилищах, могла соблюдаться с тщательностью, которая была невозможна для огня в домашнем очаге. Он получал специальное освящение не только в момент устроения, но и постоянно во время многочисленных молитв, которые читались перед ним. Огонь, обладая ярким и живым обликом, привлекает к себе поклонение людей гораздо легче, чем идолы из дерева или камня. Более поздние обычаи свидетельствуют, что каждый храмовой огонь прихожане наделяют своими индивидуальными особенностями и особой защитной силой (так, как это бывает со статуями и изображениями в других религиях). После учреждения храмовых культов роль огня в религиозной жизни зороастрийцев значительно возросла. Геродот упоминает о почитании персами огня (Геродот III, 16), но он не считает это отличительной чертой их веры. Только после основания храмовых культов огня представители других вероисповеданий стали называть зороастрийцев “огнепоклонниками”.

Бойс М. “Зороастрийцы. Верования и обычаи”.

Источник

* * *

Название встречается и в научной литературе:

«Разрушая храмы и алтари огнепоклонников, Кутейба строил на их месте мечети.

Наместник Согда писал: «Я предполагаю, что согдийцы, которые становятся мусульманами, делают это не от чистого сердца, а главным образом для того, чтобы избежать «джизьи» (подушной подати)». Чтобы проверить «искренность» новообращенных в ислам, власти на местах производили унизительный осмотр: совершен ли обряд обрезания, снят ли священный для зороастрийцев нательный нитяной пояс «кушти»—символ принадлежности к зороастрийской религии. В своих сочинениях арабский историк Табари обращает внимание на то, что сборщики налогов в VIII в. очень грубо обращались с теми из принявших ислам, кого они подозревали в верности своей, древней религии – зороастризму».

Культ огня был настолько важен, что даже сами служители культа иногда считали огонь первичным по отношению к свету (я не рассматриваю здесь, как оно было «на самом деле», просто указываю на то, что это не такой простой вопрос):

«Придавая большое значение пропаганде зороастризма среди молодежи, руководство «Общества зороастрийцев» приглашало на свои заседания авторитетных служителей культа и теологов, которые отвечали на все поставленные вопросы. Так, они подтвердили, что в основе зороастрийской религии лежит культ огня, а свет – явление вторичное, производное от огня. В Авесте сказано, что священный огонь в алтарях готовится специально. Он регулярно очищается и обновляется, в соответствии с великой философией этой религии, что связано с особыми зороастрийскими ритуалами».

Е.А. Дорошенко. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. 

 Источник

* * *

Древнерусское слово «ньмьць» означало, среди прочего, «человек, говорящий неясно, непонятно» . (Слово «немой», возможно, того же корня).

Очевидно, что это заблуждение относительно немцев и стоит задуматься, не закрепляем ли мы заблуждение в умах и языке, используя это слово.

* * *

Значение слова слова «поклонник» также претерпело сильные изменения. См. здесь, например.

Если взять в значении «поклоняющийся святыне», то адекватно, на мой дилетантский взгляд, отразит важность культа огня в зороастризме.

* * *

Нет сомнения, что зороастрийцы верят, прежде всего, в Бога. Она поклоняются  огню как святыне, как стихии, отражающей Божественную мудрость и проч. Или почитают огонь как святыню.

* * *

Не всегда название сообщества отражает суть или глубинный смысл верования. Означает ли это, что нужно менять все исторические названия? Не обязательно получать всю информацию непосредственно из названия. Можно просто больше узнать об учении.

Например, секта прыгунов (сопунов). Понятно, что они верили в Бога, а не в прыжки и не в сопение, а название получили по наиболее экзотической части своей практики. То же касается многих других сект и сообществ. Культ огня, игравший чрезвычайно важную роль в практике и теологии зороастризма, дал название этой религии (одно из названий).

* * *

Две авторитетные ссылки:

«Так например, древний праздник огня еще с дозороастрийских времен отмечался в ноябре, поэтому естественно было посвятить месяц, соответствующий ноябрю—декабрю, божеству Атар (Огонь)».

М.Бойс
Источник

They worshiped deities, some of whom bore the same or nearly identical names, for example, Miθra/Mitra, Vayu/Vāyu, Θwōrəštar/Tvaṣṭar, and some represented common concepts of divine functions, for example, Vərəθraγna/Indra (warrior), Spəntā Ārmaiti/Pṛthivī (Earth), Ātar/Agni (Fire).

Iranica 

Deity — божество. Но не Верховный Бог, просто божество.

В этом случае соответствует словарному определению огнепоклонника. Зороастрийцы, хотя и верят в Единого Бога, являются огнепоклонниками ( «огнепоклонник — Тот, кто поклоняется огню как божеству»).

* * *

Молитва Атару

Хвалой и молитвой и доброй заботой, благой заботой, похвальной заботой благословляю я тебя, о Атар, сын Ахуры Мазды,
Поклонения достойный,
Восхваления достойный,
И сейчас, и впредь достойный
В человеческих жилищах.
Благо будет человеку,
Кто почтит тебя дровами,
Кто почтит тебя барсманом,
С молоком в руке и ступкой.

14
Каждого, кто ходит рядом,
Взгляд Атара вопрошает:
«Что ты, друг, приносишь другу,
Неподвижному подвижный?»
15
И если кто-то благочестиво приносит топливо
или благочестиво простирает барсман,
иль благовонное приносит растение хаданайпата,
Тот получит в благодарность
От Огня Ахуры Мазды
Невраждебного, благого
Исполнение желаний:

И т.д.

«По-авестийски Огонь – Атар (пехл. Адур), а «Аташ Ньяиш» (молитва Огню) – одна из самых любимых и почитаемых молитв зороастрийцев, как жрецов, так и общинников. Без нее не обходится ни одно зороастрийское богослужение».

Источник (Зороастрийская община)

Просят о помощи, приходят с подношениями, достойный поклонения, он — сын Ахура Мазды. Вполне себе божество, которому поклоняются.

* * *

Огонь, обладая ярким и живым обликом, привлекает к себе поклонение людей гораздо легче, чем идолы из дерева или камня. Более поздние обычаи свидетельствуют, что каждый храмовой огонь прихожане наделяют своими индивидуальными особенностями и особой защитной силой (так, как это бывает со статуями и изображениями в других религиях).

Бойс М. “Зороастрийцы. Верования и обычаи”.

Источник

Это, надо полагать, авторитетный источник.

Тут говорится о привлечении поклонения — огонь это делает лучше, чем идолы. То есть огню поклонялись? Как можно понять из текста, роль у огня и идола сходная, только огонь более эффективен.

Есть сравнение со статуями и изображениями в храме. (См. в этой связи тему Диалектика идола и иконы ). Икона легко становится идолом.

* * *

Доктрина и практика зороастризма претерпели за его долгую историю значительные изменения. Существует З. начального периода, о котором известно не так много. Но ясно, Заратустра — реформатор существующей религии и проповедует нечто, близкое к монотеизму. Никаких огнепоклонников среди его последователей, насколько можно понять, не было. Появление храмов, посвященных огню — более позднее явление.

«Однако учение Заратуштры представляло довольно сложное отвлечённое построение и вряд ли смогло бы быть воспринято в таком виде вчерашними язычниками, привыкшими к почитанию дэвов с кровавыми жертвоприношениями и возлияниями хаомы».  «…любая религия, выходя за пределы той общины, где она возникла, должна видоизменяться соответственно укоренившимся верованиям новых адептов. Так было с христианством в Европе, впоследствии с исламом в зороастрийском Иране».

Источник

Новая религия вбрала в себя идеи, которых не было в первоначальном учении и вернулась в чем-то к прежним учениям. Например:

«Заратуштре, ставшему уже мифическим собеседником Ахура-Мазды и богов, тому самому Заратуштре, который, как мы видели, так энергично и недвусмысленно высказывался по поводу хаомы, приписывается и беседа с обожествленным Хаомой».

Источник

Институциализированный зороастризм сильно отличался от учения Зороастра.

См. об этом здесь The Good Religion and the Institutionalized
Zoroastrianism

The Institutionalized Zoroastrianism, on the other hand, has an established hereditary priestly class with intricate rituals. It has its fire-temples of different grades — Появились храмы, посвященные огню.

Жрецы старых культов wanted to save and perpetuate their leading profession.  They very cleverly reintroduced many old beliefs and rituals, and reinstated many gods and animated more from Gathic conceptions and thus created a large pantheon of deities under the godhead of Ahura Mazda. То есть жрецы старых религий налили старое вино в новые мехи. Появились почитаемые божества и множество суеверий. И, конечно, религиозное почитание огня.

Поклонение божеству огня — Атару и разработанный культ огня в значительной степени соответствует словарному определению огнепоклонничества.

ОГНЕПОКЛОННИЧЕСТВО — и ОГНЕПОКЛОНСТВО, огнепоклонничества, мн. нет, ср. Культ огня, религиозное почитание огня у примитивных народов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.

И, наконец, есть современный З., политически корректная и стерилизованная версия исторического З. Это преимущественно строгий монотеизм, что более соответствует духу эпохи, чем подозрительные языческие воззрения. Тут нет никакого огнепоклонничества, и применение этого термина к современному з. в большинстве случае будет неверным. Не будем этого делать.

* * *

Видимо, не всех современных зороастрийцев смущает название огнепоклонники:

Атар — персонификация священного Огня в зороастризме. Религия огнепоклонников, как называют зороастризм во всем мире, обожествляет стихию огня, придавая ему особую, сакральную функцию. Иранский миф повествует о том, что Бог создал небо, воды, землю, растения, животных и человека, и «во всем этом был распределен огонь».

(С сайта зороастрийцев С.Петербурга)    http://zoroastrian.ru/node/254

* * *

Возможно, Зороастр проповедовал монотеизм (версия light). Но после его ухода З. обрел некоторые черты, более свойственные политеизму. В частности, это развитый пантеон божеств.  Атар — божество огня. В честь него создан целый культ, ему поклоняются, несут под ношения, молят о помощи. Найти принципиальное отличие от языческих культов здесь не так просто. Даже менее явные проявления почитания к объекту вместо единого Бога вызывали ожесточенную религиозную борьбу (иконоборство тому пример). А здесь неприкрытое почитание божества.

Если тезис в том, что название огнепоклонник не выражает сути Зороастризма, я не буду спорить. Но оно выражает реальность — то есть историческое воплощение З. не вполне соответствует этому идеалу. Поэтому название огнепоклонник представляется адекватным применительно к определенному историческому периоду существования З.

* * *

Все относительно, всему есть степени. Монотеизм тоже относителен.

По поводу монотеизма Википедия пишет:

Понятие монотеизма относительно[8

элементы первобытной религии частично сохраняются в современных монотеистических религиях[12].

Есть сомнения, что в сравнении с классическими монотеистическими религиями зороастризм с пантеоном божеств и почитанием божества огня содержит больше таких элементов первобытной религии?

* * *

Стоит отвеять словесные потоки мертвых уже цитат из Авесты, как в современном зороастризме вскроется первобытное поклонение огню и воде, такое же, по определению М. Бойс, “как в неолите”. Да, слова Зороастра еще звучат перед алтарями священных огней, но пониманию верующих они недоступны в подлинном их смысле. Убеждать кого-либо теперь, что пророк отрицал внешние силы и признавал только внутренние, бесполезно. Как за века до Геродота и Агафия, простой зороастрийский люд возлагает заветные упования не на дух блага в себе, а на внешние силы, на божков вроде Митры или Анахиты, тем паче что под ведомством первого еще в индоиранскую пору и пребывал жизнедарующий огонь, а вторая заведовала благодатными водами.

Л.А. Лелеков  «ЗОРОАСТРИЗМ: ЯВЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ»
Источник

При этом автор статьи упоминает, что «зороастрийцы не числят себя огнепоклонниками и выражают недовольство, когда это позволяют себе другие. На их взгляд, религиозное поклонение в подлинном значении термина подобает одному лишь безначальному творцу, распорядителю судеб вселенной, но никому более».  (Там же)

Первоначальное учение Зороастра, согласно автору, было сильно изменено и упрощено, приобретя черты, более свойственные язычеству.

* * *

«…наряду с индоиранским культом хаомы глубинную суть бытового зороастризма составляли непритязательно первобытное, «такое же как в неолите» поклонение огню и воде и гипертрофированное почитание предков общины, на что неоднократно указывала в своих работах М.Бойс (начиная с 3.138, с.287)»

http://zoroastrian.ru/node/835

* * *

Профессор Макс Мюллер, находит, что современных парси О[гнепоклонниками]. считать нельзя и, основываясь на словах более образованных из них, утверждает, что они видят в огне только эмблему божественной силы, олицетворяемой ими в Ормузде. Но, как справедливо замечает Б. Тейлор, если и допустить верность такого объяснения по отношению к более образованным парсам, то является еще вопросом, насколько такой символизм разделяется менее развитыми представителями этой народности, и не есть ли он уже позднейший культурный продукт, сменивший первоначальное непосредственное поклонение огню.

Огнепоклонники
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

(Видимо, имеется в виду выдающийся этнограф, культуролог и антрополог Э.Б.Тайлор)

* * *

Из книги Э.Б.Тайлора «Первобытная культура»:

«Когда, вытесненные преследованиями мусульман из Персии, парсы поселились в Гуджерате, они в официальном документе определили свою религию как поклонение Агни, или огню, и потребовали для себя вследствие этого положение наравне с признанными индусскими сектами.

<…>

[Далее следует текст, на который ссылается статья «Огнепоклонники» из Брокгауза и Ефрона]

Тем не менее профессор Макс Мюллер считает себя вправе высказать следующее о современных парсах: «Так называемые огнепоклонники, конечно, не поклоняются самому пламени, и, понятно, протестуют против названия, которое ставит их на один уровень с идолопоклонниками…

Но даже допуская это воззрение на огнепоклонство у наиболее образованных парсов и оставляя в стороне вопрос о том, насколько у более неразвитых людей этот символизм может переходить (как бывает в подобных случаях) в настоящий культ…».

Э.Б.Тайлор. «Первобытная культура».М.1989.Изд-во политической лит-ры. С.410.

* * *

Диспут между христианином и зороастрийцем (магом), имеющий отношение к обсуждаемой теме:

Сам Михрам-Гушнасп был убежденным христианином и проявил себя яростным и опасным противником старой веры. Между ним и неким магом произошел будто бы нижеследующий диспут (Braun, 1915, с. 109). Маг заявил: — Мы никоим образом не считаем огонь богом, мы только молимся богу посредством огня, так же как вы молитесь кресту.
Михрам-Гушнасп сказал:
— Но мы не говорим, как вы говорите огню: “Мы молимся тебе, крест, бог”.
Маг заметил:
— Это не так.
Но хорошо обученный Михрам-Гушнасп привел примеры из текстов и сказал:
— Так говорится в вашей Авесте, что это бог.
Загнанный в угол, маг изменил свое прежнее мнение и сказал:
— Мы поклоняемся огню потому, что он той же природы, как Ормазд.
Михрам-Гушнасп заметил:
— У Ормазда есть все то же, что и у огня?
— Да, — ответил маг.
— Огонь сжигает помет и конский навоз, короче говоря, все, что попадает в него. Поскольку Ормазд той же природы, то истребляет ли он все так же, как огонь? — сказал Михрам-Гушнасп.
Затем Михрам-Гушнасп спросил:
— Почему вы не поклоняетесь огню, пока он находится скрытым в камнях, дереве и других предметах? Вы же сначала зажигаете его, а потом молитесь ему, Между тем вы сперва делаете его достойным поклонения, а без вас он не таков. Но все это не имеет значения; ведь огонь не может отличать мага, который приносит ему жертвы, от человека, который не поклоняется ему, он горит одинаково для обоих.
Маг, как рассказывается далее, будто бы после этих нападок умолк, но власть была на его стороне, и в конце концов Михрам-Гушнаспа умертвили по приказу царя.

(из книги Бойс  М. “Зороастрийцы. Верования и обычаи”)

* * *

В мире интересных, так сказать, фактов.

Из биографии персидского поэта-суфия Саади:

«В Индии, в Суменате, для сохранения своей жизни Саади притворно принял веру огнепоклонников (зороастризм) и потом бежал, убив камнем сторожевого жреца».

Из Википедии

* * *

Е.Торчинов, например, в книге «Религии: опыт запредельного» пишет:

«… ряд ученых считают, что М. Бойс сильно преувеличила степень влияния зороастризма на библейский иудаизм и неоправданно удревнила датировку жизни Заратуштры».

Источник

Другой исследователь зороастризма указывает:

«Рядом с ними [работами М.Элиаде и др.] смело задуманные монографии ВХинца [2.215], М.Бойс [2.58 и 2.60], Дж.Ньоли [2.167-168] оказываются менее четкими и убедительными по аргументации, не говоря уже о спорности основных положений.»

«…М.Бойс восстанавливают систему индоарийского пантеона механическим и некритическим суммированием данных Ригведы и Авесты (против чего еще в 1960 г. предостерегал П.Тиме 3.1149. — Л-Л.), вдобавок к чему М.Бойс регулярно применяет априорные умозаключения и неоправданно проецирует в индоиранскую архаику уровень парсийской религиозной систематики…».

Источник

* * *

Мы знаем, что название «огнепоклонники» — внешнее, сами зороастрийцы себя так не называли.
Вопрос в том, насколько такое название было обосновано. Существует мнение, что зороастризм, особенно в эпоху Сасанидов, приобрел такие формы (не свойственные первоначальному зороастризму), что это название представляется в какой-то степени уместным.

«…the religious ritual in the Sassanid Empire certainly was calculated to justify the superficial name of «fire worship».
(Религиозный ритуал в Сасанидской империи оправдывал поверхностное название «огнепоклонничества»)

«we have a notable difference between the ancient tradition and the later cult practice» (Существует заметная разница между древней традицией и возникшим позже культом)

J.H.Kramers. Analecta Orientalia. Leiden. 1954. p.342, 343 (Глава книги так и называется — «Iranian fire-worship») Источник

* * *

«…зороастрийцы называли огонь Атар. Они совершали приношения из трех элементов также и огню. Приношения состояли из сухих чистых дров, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира. (Этот третий компонент приношения и считался обычно специальным возлиянием – заотра для огня.) Таким образом, огонь, так же как и вода, набирался сил с помощью двух приношений от растительного царства и одного от царства животных. Топливо и благовония приносили, вероятно, три раза в день, во время, предназначенное для молитв (на рассвете, в полдень и на закате)…

Приношения огню и воде составляли основу ежедневных богослужений, называемых индоарийцами яджна, а иранцами – ясна»

Если есть сомнения, что приношения = жертвоприношения, то выше Бойс указывает:

«…молились и совершали им возлияния (называемые по-авестийски заотра – это слово позднее получило значение «приношение», «жертвоприношение»)»

Источник

* * *

огню приносили в жертву три элемента из растительного и животного мира. Сухие чистые дрова, благовонные травы и животный жир, который считался специальным приношением заотра для огняОбрядовые действия выполняли старшие семей и священнослужители, именно этот ритуал составил основу ежедневного богослужения.

Источник

Огонь горел постоянно. Ему поклонялись молитвой Аташ-Нийайеш, обычной молитвой огню, в некоторых строках которой говорится о приготовлении утренней и вечерней еды. Огонь получал те жеприношения, что и огонь очага, а именно сухие дрова и благовония во время пяти ежедневных молитв и постоянные подношения жира от жертвенных животных.

Источник

Тут происходит жертвоприношение с молитвами, поклонение огню — обрядовые действия, выполняемые старшими семей и священнослужителями, а не просто подбрасывание дровишек в камин :)

* * *

Я бы никогда не стал отстаивать позицию, что христианство является стерильным единобожием (это безотносительно к упомянуым молитвам). В любой религии можно обнаружить следы более древних, архаических культов.

Поэтому попытка доказать, что зороастризм, где этих следов без счета — в частности, идущее из древности почитание божества огня  — является чистым монотеизмом, оказывается весьма уязвимой для критики.

* * *

С сайта Дальневосточного Гос. Университета:

Общину парсов в Индии составляют потомки эмигрантов из иранской провинции Фарс. Спасаясь от преследований мусульманских правителей, эти люди, исповедующие зороастризм — религию огнепоклонников, покинули родину в VIII в. и после множества приключений высадились на побережье современного Гуджарата.

Источник

С сайта Авеста:

Огнепоклонничество получило оформление в виде зороастризма, где огонь был возведен в статус божества, как живая, всепроникающая сущность.

Источник

Вот пример, так сказать автодиффамации с сайта зороастрийцев:

Поклонение верховному божеству Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню. Именно поэтому зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками. Ни один праздник, церемония или обряд не обходился без огня (Атар)…

Источник

* * *

Если современные зороастрийцы обижаются на прозвище «огнепоклонники», я за то, чтобы их не обижать — тем более, что сейчас тенденция идет к монотеизму.  Но если мы хотим исследовать сущность явления, то утверждение, что зороастрийцы никогда и ни за что не являлись огнепоклонниками требует серьезного обоснования. Пока из аргументов я услышал только «они себя не считают огнепоклонниками» и «за всеми божествами — силами природы и проч. —  стоит один Бог». Маловато.

* * *

Итак, пока мне удалось найти у зороастрийцев только один аргумент в пользу того, что они не являются огнепоклонниками: они верят в единого бога Ахуру Мазду*, а остальные божества — его творения.

Когда этот же взгляд отстаивают не зороастрйицы (например, ученые), то получается два аргумента:
1) Вера в единого бога
2) Мнение самих зороастрийцев

Что касается второго пункта, то с ним надо, конечно, считаться, но вряд ли его можно использовать в качестве серьезного аргумента в дискуссии: мало ли кто и что о себе говорит.

По первому пункту тоже есть масса вопросов — тут и проблема зороастрийского дуализма, достигшая высшего накала в зурванизме, и антропоморфность высшего божества*, и тот факт, что в зороастризме существует целый пантеон божеств, обладающих относительной самостоятельностью.

Нам нужно задаться вопросом: когда кто-либо утверждает, что зороастрийцы являлись или не являлись огнепоклонниками, какими критериями он руководствуется? Вопрос принципиальный, поскольку у разных людей могут быть разные критерии, так что оппоненты могут быть оба правы — каждый в соответствии со своими критериями.

Прозвище огнепоклонников зороастрийцы получили, как обычно считается, от мусульман. Какие критерии были у мусульман? Об этом я немного написал в теме «Идолопоклонство». Если учесть суровое отношение мусульмн к ширку, становится очевидным, что по их критериям зороастрийцы, без малейшего сомнения, являются идолопоклонниками, а точнее — огнепоклонниками.

И тут бессмысленно обсуждать, насколько эти критерии правильны — в вопросах религии такие дискуссии никуда не ведут. Просто  с точки зрения ислама зороастрийцы — огнепоклонники. И это прозвание, в рамках идеологии ислама,  адекватно отражает ситуацию.

——————
* Обратите внимание на атропоморфное древнее изображение Ахура Мазды.

* * *

Подводя предварительные итоги дискуссии:

Учение Зороастра, с некоторыми оговорками, можно считать разновидностью монотеизма. Поклонения огню в нем не было. Мы также не обсуждаем современных зороастрийцев, поскольку основная тенденция в современном вероучении — возврат к монотеизму. Речь идет об историческом зороастризме.

После ухода основателя религии зороастризм приобрел некоторые черты, характерные для политеизма (многобожия). Особенно это характерно для эпохи Сасанидов. Но и в эпоху Ахеменидов тенденция зороастризма к многобожию была достаточно сильна.* Поэтому ссылка на то, что зороастрийцы верили в единого Бога, а потому поклонение огню есть всего лишь выражение этой веры, не кажется слишком убедительной. Зороастрийцы в указанные исторические периоды были в какой-то степени или даже преимущественно многобожниками.

Переходя непосредственно к культу огня, нужно сказать, что он имел все характерные черты языческого поклонения. К ним можно причислить:

— Наличие божества огня (Атар) среди прочих божеств зороастрийского пантеона, обладающего собственной волей:
(«В «Младшей Авесте» А. — сын Ахурамазды («Ясна» 17, 1 и пр.), в отличие от «Гат» он трактовался как отдельная личность с собственной волей». Источник)

— Ритуальные приношения, или жертвоприношения, божеству огня**

— Обращение к этому божеству с молитвой и просьбами (См. Ясна. 62 Почитание огня)

— Культ огня существовал у индоиранских народов еще до появления зороастризма, так что произошел возврат к поклонению знакомым божествам*** .

Если взять за основу словарные определения огнепоклонства****, то культ огня вполне соответствовал этим определениям.  И почитание огня, естественно, представлялось огнепоклонством тем, кто принадлежал к авраамической традиции (прежде всего, мусульманам).

———————————————————————————————-
———————————————————————————————-
*
…it is certain that under the Achaemenid empire, Zoroastrianism was polytheistic. Источник

Укажем на признаки политеистичности, появившиеся в религии зороастризма. Во-первых, последователи этой религии сделали самого Зороастра богоподобной личностью и начали почитать его почти как бога. Много легенд появилось о его чудесных делах. Во-вторых, вера в божественность ангельских существ (“бессмертных святых”) оттеснила веру в Ахурамазду на задний план. Постепенно место единого Бога стали занимать древние языческие боги. Особенно популярным сделался опять бог Митра. Вслед за этим пришло поклонение богу ветра Вайю и богине воды и плодородия Анахите. Последняя ничем не отличалась от вавилонской богини Иштар. Вместе со всем этим сильно развилось почитание духов предков, называемых фравашами. Распространилось верование, что даже сам Ахурамазда приносит жертвы Митре и Анахите.

Источник

* *
«…зороастрийцы называли огонь Атар. Они совершали приношения из трех элементов также и огню. Приношения состояли из сухих чистых дров, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира. (Этот третий компонент приношения и считался обычно специальным возлиянием – заотра для огня.) Таким образом, огонь, так же как и вода, набирался сил с помощью двух приношений от растительного царства и одного от царства животных. Топливо и благовония приносили, вероятно, три раза в день, во время, предназначенное для молитв (на рассвете, в полдень и на закате)…

Приношения огню и воде составляли основу ежедневных богослужений, называемых индоарийцами яджна, а иранцами – ясна»

Если есть сомнения, что приношения = жертвоприношения, то выше Бойс указывает:

«…молились и совершали им возлияния (называемые по-авестийски заотра – это слово позднее получило значение «приношение», «жертвоприношение»)» Источник

* * *
Культ, как правило, более стоек, чем религиозные Представления; и действительно, основные объекты зороастрийского культа и ныне те же, что и у пастухов каменного века (М.Бойс. Источник )

* * * *
ОГНЕПОКЛОННИЧЕСТВО — и ОГНЕПОКЛОНСТВО, огнепоклонничества, мн. нет, ср. Культ огня, религиозное почитание огня у примитивных народов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935

ОГНЕПОКЛОННИЧЕСТВО — ОГНЕПОКЛОННИЧЕСТВО, а и ОГНЕПОКЛОНСТВО, а, ср. Религиозное почитание и культ огня как одна из форм первобытного обожествления природы. | прил. огнепоклоннический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949

Огнепоклонничество — ср. Религиозное почитание огня как одна из форм первобытного обожествления природы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s