Главная > Наука, Религия > Теология случайности

Теология случайности


«Целью моего выступления в лектории было показать, каким образом сочетание случайности и необходимости приоткрывает существование свободы, свободы Бога-Творца и свободы Его творения – человека».

*

Авторы статьи –  профессор Дитер Хаттруп и диакон Августин Соколовски – делятся своими соображениями по поводу лекции «Дарвин – отец Церкви», прочитанной профессором в Общедоступном православном лектории (Москва) 31 января 2012 года, обрисовывают перспективы соотнесения богословского и естественно-научного знания…

Источник

* * *

Историческая перспектива

Непредсказуемость и случайность, хотя и не являются синонимами, связаны друг с другом.

Для более поздних исторических формаций — таких, как демократия — характерно увеличение непредсказуемости. Непредсказуемость увеличивает эффективность  общественного строя. (Тут можно увидеть параллель с важностью случайных мутаций для биологической эволюции).

* * *

«Непредсказуемость усиливается и по мере демократизации. <…>

В ХVIII веке изменились представление людей о времени и об истории. Появилось понятие «новое время» (Neuzeit). Исследовавший это понятие немецкий ученый Райнхарт Козеллек писал, что «новое время» отменяло представление о времени как о постоянном воспроизведении прошлого и представление о настоящем как о моменте, детерминированном прошлым. Эта ориентация поменялась в сторону будущего, а исторические события стали пониматься как цепочка случайностей. Люди по понятной причине испытывают к случайному двойственные чувства. Но только случайность позволяет состояться новому. Только непредсказуемость обеспечивает движение вперед».

Источник

* * *

«Обеспокоенность части аудитории лектория вызвал вопрос о несоответствии естественно-научных данных возраста земли библейским нескольким тысячелетиям истории мира. Единственно возможным способом примирения этих точек является мысль, озвученная в аудитории, о том, что Творец и Промыслитель сознательно нейтрализовал доказательность библейского возраста мира, сокрыв возможные признаки под внешностью опровергающих их естественно-научных доказательств. «Бог испытывает таким образом нашу веру», – это утверждение уверенно прозвучало в аудитории в ответ на реплику профессора Хаттрупа о том, что подобное восприятие действия Божия в мире неминуемо привело бы к описательной структуризации образа Бога, не соответствующей традициям библейской веры, для защиты которой, как кажется, он и создается.»

Видимо, в аудитории находятся люди, которые верят в странную гипотезу, что Бог сотворил Землю сразу старой — скрыл возраст Творения. Ясного ответа от автора статьи не последовало — хотя, насколько можно понять, Хаттруп не разделяет эту точку зрения.

Во второй части непонятным остался ответ на Вопрос 3:
«Согласно Дарвину, человек происходит от обезьяны. Что в этой связи можно сказать об Адаме и Еве? Это лишь образы или действительные исторические личности?»
В ответе, среди прочего, говорится: «…Сто тысяч лет назад могло существовать несчитанное количество приматов. Но искра вочеловечения возгорелась только в очень малой группе, или, вернее, в одном единственном человеке. И явление это не распространилось по линии приматов…».

Но из этого, вроде бы, следует, что Дарвин заблуждался, а Адам и Ева — реальные исторические личности, и тогда непонятно, как здесь осуществляется примирение библейской и научной точек зрения.

В данном случае библейская и научная версия сочетаются чуть лучше. Например, если все человечество восходит к одной группе или даже одной паре предков. Но, конечно, это некоторая натяжка. Да и в любом случае говорящего Змея нам никакая наука не разрешит :)

На мой взгляд, попытки сочетать буквальное прочтение Библии и современные научные теории в большинстве случаев будут наталкиваться на непреодолимые трудности.  Библию не следует делать источником естественно-научных данных.

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s