Главная > Суфизм, Традиция, Четвертый Путь > «Самоинициация» — вполне традиционная, «школьная» концепция

«Самоинициация» — вполне традиционная, «школьная» концепция


В продолжение дискуссии о «самопосвящении», которая началась здесь.

«Самопосвящение» упоминается в «Проблесках истины»:

«Как я понимаю,» сказал г-н Гурджиев, «вас интересует так называемая «инициация». Да или нет? »  Я ответил утвердительно, и г-н Гурджиев продолжал: «Да. Дело в том, что в оккультной литературе сказано много лишнего и ложного. Было бы лучше, если бы вы забыли всё это. Все ваши исследования в этой области были хорошим упражнением для ума: это тоже ценно, но на большее они не годятся.  Они не дали вам знания, как вы и сами признали. Судите обо всём с точки зрения здравого смысла. Станьте владельцем собственных резонирующих идей и не принимайте ничего на веру; и когда вы сами, путём рассуждений и аргументации, приходите к твёрдому убеждению, к полному пониманию чего-либо, вами будет достигнута определённая степень посвящения. <…>Невозможно дать человеку что-либо что стало бы его неотъемлемой собственностью, без работы с его стороны. Таких посвящений не бывает, но к сожалению люди часто думают иначе. Есть только «самоинициация». Кто-то может показать и направить, но не «посвятить». Эти моменты, с которыми вы столкнулись в оккультной литературе, связанные с данным вопросом, были написаны людьми, которые утеряли ключи к тому, что они передают, безо всякой верификации, со слов других людей.

Отсюда

Самопосвящение также упоминается П.Успенским в ВПЧ:

«Переходы с одного уровня бытия на другой отмечались особого рода церемониями признания, т.е. посвящениями. Но само изменение бытия не может быть вызвано каким-то обрядом. Обряды лишь отмечают совершившийся переход. И только в псевдо-эзотерических системах, которые не имеют ничего, кроме этих обрядов, им приписывают самостоятельное значение. Предполагается, что обряд, преображенный в таинство, передаёт или сообщает посвященному некоторые силы. Это опять-таки указывает, на психологию подражательного пути. Нет и не может быть никакого внешнего посвящения. В действительности существует только самопосвящение, самопризвание. Системы и школы могут указывать методы и пути; но никакая система и никакая школа не в состоянии выполнить за человека ту работу, которую он должен сделать сам. Внутренний рост, изменение бытия целиком зависят от работы, которую человек должен произвести над самим собой». (Гл.15)

* * *

Очевидно, что речь идет не о том, что не нужна Школа, традиция, учитель, а о том, что люди не должны рассчитывать на чудеса и автоматическую трансформацию только потому, что они получили посвящение.

Под такой мыслью подписался бы и любой, наверное, духовный наставник из традиционной Школы.

Вот, например, что пишет Дж. Нурбахш, глава братства ниматуллахи (с 1953 по 2008 г):

«Ученики, которые по внешним признакам вошли в круг тех, кто практикует Путь [то есть получили посвящение — wayter], должны знать: чтобы достичь уровня подлинного суфия, им предстоит приложить немало усилий, и на каждом шагу их подстерегает опасность сбиться с дороги. На самом деле, невозможно пройти этот Путь без милосердия Бога и тех, кто достиг единения с Ним.

Таким образом, не следует считать себя суфием, Лучше отнестись к этому как к обучению на подготовительных курсах суфизма и сдаче экзаменов, и надеяться, что настанет день, когда ты будешь достоин стать суфием».

Дж. Нурбахш. Беседы о суфийском Пути.М.Риэлетивеб.2009.С.142.

* * *

«Но само изменение бытия не может быть вызвано каким-то обрядом. Обряды лишь отмечают совершившийся переход. И только в псевдо-эзотерических системах, которые не имеют ничего, кроме этих обрядов, им приписывают самостоятельное значение. Предполагается, что обряд, преображенный в таинство, передаёт или сообщает посвященному некоторые силы. Это опять-таки указывает, на психологию подражательного пути. ПДУ ВПЧ

Если пафос в том, что надо самому прилагать усилия, то возражений нет.

Если же высказывается тезис, что ритуал и обряд в принципе ничего дать не могут, то его следует отнести в категорию «Сомнительных (или непонятных) идей».

Во-первых, в некоторых ритуалах (особенно в ритуалах посвящения) требовались значительные усилия.

Во-вторых, обряд или ритуал может воздействовать эстетически, меняя в чем-то психологию человека.

В-третьих, ритуал в некоторых случаях был неотличим от собственно обычной жизни, но это была жизнь, организованная по особым правилам.

Не следует забывать, что некоторые ритуалы, мистерии, карнавалы или сатурналии могли длиться неделями и даже месяцами. Это была особая жизнь, и она, без сомнения, могла влиять на бытие человека.

* * *

«Думаю, для того, чтобы теория о возможности трансформации человека в процессе ритуала была верифицируемой и фальсифицируемой, неплохо было бы сформулировать, в чем заключаются возможные изменения и при каких условиях они возникают».

Вы в данном случае исследуете мой тезис или развиваете собственный?

Если Вы исследуете мой:

А что, есть сомнения, что ритуалы прозводят воздействие в принципе?
Тезис был в этом, без уточнений: «Если же высказывается тезис, что ритуал и обряд в принципе ничего дать не могут, то его следует отнести в категорию «Сомнительных (или непонятных) идей».

Берут испуганных подростков (ритуалы посвящения), тащат их в джунгли, подвергают всяческим испытаниями, часто весьма жестоким — и это каким-то образом не оказывает на них никакого действия? Было бы весьма удивительно.

Если Вы развиваете собственный тезис, то, боюсь, у нас не хватит ресурсов для таких исследований. Но попытки были, вот пример позитивного результата:

This preliminary study suggests that ritual interventions,
such as the Rosary, may have acute beneficial effects on
state anxiety. However, further studies are necessary to clarify
this relationship as well as to determine whether there
are additional psychologic and possibly physical benefits of
ritual in both the acute and long-term setting.

EFFECTS OF RELIGIOUS RITUAL ON ANXIETY  http://andrewnewberg.com/pdfs/2008/RosaryPaper.pdf

Честно говоря, утверждения о трансформирующем влиянии эстетического воздействия вызывают у меня очень, очень много вопросов и сомнений.

Это большая и сложная тема, боюсь нам не найти быстрых ответов. Эстетические элементы содержались в ритуалах и мистериях; собственно, большинство ритуалов представляют из себя воспроизведение какого-то мифа — т.е. истории, неизбежно содержащей эстетические элементы.

Даже в фармакологии не всегда представляется возможным точно установить какой именно элемент лекарства действует и каким именно образом (и даже действует ли это лекарство вообще). Установить это в сфере искусства и ритуала было бы еще более сложно. Но,  как и в случае лекарства, — лишь бы работало.

По теме «Искусство — ритуал — трансформация» я рекомендую мою любимую книжку
М.М.Бахтин «ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА»

http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s