Главная > Духовная культура, Психология, Человек > Против рекламных лозунгов в духовной культуре

Против рекламных лозунгов в духовной культуре


Человек — это машина.
Кто не работает над собой, подохнет, как собака под забором*.

Мир во зле лежит.

Жизнь есть страдание.**

Эти афоризмы похожи на рекламные слоганы. И метод, которые они подразумевают, напоминает о  торговле: сначала напугать, а потом дать надежду на избавление при помощи предлагаемого товара. Делая акцент на негативном, отвергая мирское ради будущего рая, осознанности или нирваны, традиционное учение может исказить и омрачить картину мира. Особенно когда учение сводится к лозунгам и они понимаются слишком буквально.

Человек не только машина, и он не может  не быть машиной хотя бы в чем-то  — даже достигнув высот духа.

Жизнь не только страдание, иногда она вполне прекрасна. Да, с точки зрения буддизма даже самое радостное наше переживание отравлено привязанностью. Но, если подумать, у нас нет уверенности, что небольшое омрачение, которое мы обычно даже не ощущаем, стоит добровольных страданий монашеской жизни. Надо также заметить, что и сама мысль, содержащаяся в таком лозунге, ведет к страданию, если к ней слишком серьезно относиться.


———————
*  Приблизительное переложение мысли Гюрджиева.
Одна из версий: «Если у тебя нету цели, ты не человек. Это очень простая цель — не подохнуть, как собака».

** Хотя это не слова Будды (в буддизме первая благородная истина — «существует страдание»), но по сути подразумевается что-то близкое:

и рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание,
и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание.
С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание,
и не получать то, чего хочется – страдание.
Короче говоря, пять групп привязанности (упадана кхандха) – страдание

* * *

«Бог есть любовь» крупным шрифтом, а внизу помельче, так что трудно прочитать, «не мир, но меч»*. (disclaimer)

———————
* Думаете ли вы, что Я пришел дать мир на земле?
Нет, говорю вам, но — меч и разделение;
ибо отныне пятеро в одном доме будут разделены:
трое против двоих и двое против трех

Лк 12:51-52; Мф 10:34-36.

* * *

Жизнь есть страдание.

Будда проповедовал своим последователям учение о «не-я», чтобы помочь им иллюзорность «я» на трансцендентальном уровне, где «я», как и другие обособленные сущности не существуют, поскольку Конечный Абсолют неразличим. Однако то же «я», как и остальные обособленные сущности, существует на феноменальном уровне. По мнению махаянистов, тхеравадины из-за непонимания этой высшей мудрости, касающейся трансцендентальной реальности, воспринимают учение о «не-я» лишь на феноменальном уровне. Таким образом, они упускают из вида тот примечательный факт, что само учение о «не-я» — лишь временное подспорье, специально предназначенное для того, чтобы помочь буддистам преодолеть привязанность к собственному «я». Равным образом таким подспорьем служит и учение о страдании, помогающее буддистам освободиться от сансары. Если мы не поймем, что язык используется в этих двух учениях как временное подспорье, мы легко совершим ошибку, рассматривая эти учения как непререкаемую догму, согласно которой «я», или душа, не существует и что жизнь — это страдание.

Источник (В данный момент ссылка не работает)

То есть эти идеи должны рассматриваться лишь как педагогический прием или как упрощенное объяснение, от которого на определенном этапе следует отказаться (или интегрировать его в более глубокое и цельное).

* * *

Причём во всём здании буддийского учения имеется много ступеней аппроксимации.

Формирующий аппарат.

Из ЧП — сложности с аппроксимацией:

когда подобные идеи, требующие отказа от привычной логики («и то, и другое» вместо «либо — либо») попадают в неподготовленные умы, с ними имеет дело формирующий аппарат, неспособный справиться с такой задачей.

Например,  если я говорю, что вы  должны  сделать это или должны сделать то, люди отвечают: «Но вы сказали, что мы не можем делать!» Если я говорю, что это требует силы воли, они  отвечают: «Каким  образом,  если мы не имеем воли?»  Если  я говорю о бытии  более сознательном или менее  сознательном, люди  возражают:»Но мы не имеем сознания!» Все это примеры формирующего мышления.

Источник (форум)

* * *

Жизнь не только страдание, иногда она вполне прекрасна. Да, с точки зрения буддизма даже самое радостное наше переживание отравлено привязанностью. Но, если подумать, у нас нет уверенности, что небольшое омрачение, которое мы обычно даже не ощущаем, стоит добровольных страданий монашеской жизни.

Демон у Лермонтова говорит:

Лишь только я тебя увидел —
И тайно вдруг возненавидел
Бессмертие и власть мою.
Я позавидовал невольно
Неполной радости земной…

* * *

Еще одно рекламное упрощение:

Все, что с нами происходит, лишь отражение нас самих.

Без сомнения, кое-что, воспринимаемое как событие или объект внешнего мира, является преимущественно отражением нашего восприятия, предрассудков, сиюминутного настроения.

Но есть многое, что существует преимущественно само по себе, и наше восприятие здесь большой роли не играет.

Всякая теория (в том числе идея мира как отражения) должна иметь границы применения. Иначе она превращается в бессмыслицу.

*

Близко к теме лозунгов:
Ничего случайного не бывает? Случайность как завеса

* * *

Жизнь есть страдание… Эти афоризмы похожи на рекламные слоганы.

Тит Нат Хан – «Обретение мира»

Жизнь полна страданий, но, кроме того, в ней немало радостей, таких, как лазурное небо, солнечный свет, детские глаза. Одних страданий мало.
Нам также необходимо соприкоснуться с радостями жизни. Их можно найти внутри нас, подле нас, повсюду, везде.

Отсюда

* * *

Тоже звучит как лозунг:

С критерием царя Соломона перекликается критерий нашего старшего современника, святого Силуана. Он говорил: «Кто не любит врагов, тот не христианин«.

Источник

* * *

Подпись к плакату: «Буддизм. Мы избавляем от страданий. 2500 лет на рынке» :-)

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s