Главная > Духовная культура, Общество, Политика > Г. Померанц: преодолеть византийское наследие правового хаоса и деспотизма

Г. Померанц: преодолеть византийское наследие правового хаоса и деспотизма


Померанц: Вам надо прочесть статью отца Георгия Чистякова, который получил хорошее классическое образование. И он говорит о пороках греческого наследия, которые нам надо изжить, потому что греческая цивилизация бездарна в создании государства, не умеет создавать, она создает хаос.
<…>
… [Чистяков писал о] политической ущербности греческой цивилизации, гениальной в философии, в искусстве и во многом другом превосходящей Рим. Но в правовом и административном отношении греческая цивилизация была ущербна. Она не сумела сделать свой язык единым языком всего культурного круга.
<…>
[Чистяков] Просто описывает греческую цивилизацию, указывая, в чем заключается ее отличие от латинской. Его, если хотите, лозунг: мы должны преодолеть византийское наследие правового хаоса и деспотизма, который возникает из правового хаоса. Мысль его достаточно ясная: правовой хаос создает косвенно почву для деспотизма.

…Я сам прочитал это у Чистякова, и сам с ним согласился.

Источник

* * *

…переломными для России явились годы правления последних Рюриковичей. Точнее, начиная с Ивана III и кончая Иваном Грозным. Именно тогда произошли основные события в истории России, заложившие фундамент всего ее дальнейшего развития. В этом фундаменте замурована ее судьба.

Во времена первого московского царя Ивана закончилось монголо-татарское иго, произошло объединение, в основном, русских княжеств под властью Москвы. Пал республиканский Новгород, замолчал вечевой колокол. Но главное — после падения Византии Москва подхватила имперскую корону, примерила ее на себе и заявила, что она «Третий Рим». И добавила крайне существенное: «И четвертому не бывать». Именно тогда зародилось русское мессианство. И русская исключительность. Все это привело к тому, как писал Ключевский, что Россия надолго заболела недугом, который назывался — затмение вселенской идеей: «Древнерусское церковное общество считало себя единственным истинно правоверным в мире, творца вселенной — своим русским Богом, никому более неведомым. Т.е. противопоставило себя христианской Европе и в результате утратило средства самоисправления, и даже самые понуждения к нему».

Потом «иосифляне» в нелегкой борьбе одолели «нестяжателей», и была заключена своего рода сделка: церковь отказывается от самостоятельной роли и прислуживает власти, а государство подкармливает церковь. Сложился некий симбиоз, который существует и по нынешний день.

<…>

…пока наше обширное Отечество не войдет, пусть и такой большой частью, но частью, в целую Европу и пока не слезет с амбициозной мессианской иглы, жизнь у нас принципиально не изменится. И будет все такой же «самобытной»: власть сакральна, чиновники кормятся на местах, остальные люди выживают…

Отсюда

* * *

17 апреля 2013 года скончался доктор филологических наук, замдиректора по научной работе Института русского языка им. В.В. Виноградова, профессор Отделения славянских языков Калифорнийского университета Виктор Маркович Живов

Не стоит пенять на Византию, просто мы плохо учились — считает доктор филологических наук славист Виктор Живов.

Византия не виновата

От западной Церкви будущие французы и немцы получили то, что славяне не приняли от Византии: основы античной культуры. Столкнувшись с новыми ересями, западная Церковь, изначально куда более централизованная, чем восточная, обращается к философии, систематическому богословию, создает образовательные институты. Церковные институции, органы централизованного управления там всегда играли более важную роль, чем на христианском востоке, ориентированном на харизматическую духовность, не нуждавшуюся в институциональном аппарате. Централизованный церковный аппарат и античный «фундамент» европейского Средневековья предопределили появление схоластики, а затем и возрождение. Для Руси же Римская империя продолжала оставаться чужим языческим прошлым, которое целиком отвергалось. Это во-первых.

Во-вторых, на Западе все-таки читали на латыни. Мы, с одной стороны, имея церковнославянскую письменность, могли читать книги и слушать богослужение на достаточно близком и понятном языке. Грамотность в русских городах развивалась очень быстро, значительная часть населения была грамотной (на Западе латынь оставалась достоянием немногих интеллектуалов). Но объем литературы на церковнославянском не сравним с объемом литературы на латыни. Там могли читать римских античных авторов, философов, и это тоже сыграло свою роль.

…в любом случае это не собственная вина Византии и уж точно не вина Византийского Православия.

Отсюда

См. также его «Грех в России: с древности до наших дней»

Неофитская Церковь. О пользе преследований для религиозной жизни

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s