Главная > Религия, Философия, Человек, Эволюция > Тайна сверхсознательного

Тайна сверхсознательного


Тайна сверхсознательного — это и неприступная для разума вершина духа, и присутствие Бога. И если мы вправе сказать, следуя традиции, что Бог обитает в сокровенности человеческого сердца, то именно вера связывает человека с его собственной сокровенной глубиной и с «живущим» в ней Богом.* Томас Мертон

Вопрос, к которому я постоянно возвращаюсь: если Бог действительно «обитает в сокровенности человеческого сердца», каким образом Он себя проявляет? Что именно позволяет Ему находиться там — или, скажем так, делает человеческое сердце наиболее подходящим местом для Его обитания?

Мертон сразу же за приведенным выше рассуждением говорит о «трехсоставности человека», чему учили греческие отцы. «До-разумное бессознательное они называли anima, psyche что означало «животная» душа… область инстинктов и чувств… Потом следовал animus, или nous, — просвещенная, сознающая, активная часть человеческого естества… В человеке есть и нечто более высокое… Это — высшее начало (spiritus, pneuma)…»**

Но теперь мы знаем, что и в «животной» душе уже содержится дух:

Из этой системы взаимодействий, протекающих почти исключительно в подсознании, возникают побуждения ко всем нашим поступкам, в том числе и к тем, которые сильнее всего подчинены управлению самовопрошающего разума. Отсюда возникают любовь и дружба, вся теплота чувств, чувство прекрасного, стремление к художественному творчеству и научному познанию. Человек, избавленный от всего так называемого «животного», лишенный влечений, исходящих из тьмы, человек как чисто разумное существо был бы отнюдь не ангелом, а скорее его полной противоположностью! Конрад Лоренц. Так называемое зло. М.2008. Стр.291 — 293 Отсюда (Обсуждение на форуме).

Более того, в результате приспособления возникают изощренные программы поведения, которые отражают Реальность точнее, чем это возможно для нашего обычного разума.

В результате миллионов лет эволюции у человека сформировалась способность к восприятию и стратегии поведения, которые до сих пор не до конца изучены. Эти «биологические коды», управлящие поведением, описываются сложнейшими математическими формулами (например, в рамках теории игр). Выигрышная стратегия, позволяющая виду и индивиду выжить, выходит за пределы возможностей интеллекта конкретного человека. Все эти стратегии и коды находятся большей частью в нашем бессознательном.

Бессознательное содержит инструмент приспособления к (и, следовательно, отражения) Реальности. Реальность более полно отражается в бессознательном, чем в интеллектуальных построениях. Более полно хотя бы в том смысле, что интеллект ухватывает лишь рациональный скелет бытия, а не его живую плоть, и лишь задним числом описывает этот скелет (но также и в плане глубины и сложности, которые пока не подвластны интеллекту).

Конечно, интеллект — это тоже результат эволюционного приспособления, и нет смысла полностью противопостовлять его бессознательному. Но все же это специализированный инстумент, который возник относительно недавно, так что пока не стоит полагаться на него слишком рьяно.

Мистическая идея о Боге (Реальности) внутри нас подтверждается эволюционными теориями. Возвращаясь к Ибн Араби: «Бог поместил в человека знание всех вещей, а затем лишил его возможности узреть то, что поместил в него… Эта одна из божественных тайн, которую разум отрицает и считает чем-то абсолютно невозможным». Лишил возможности узреть — то есть поместил в бессознательное. Отсюда (Обсуждение на форуме)

Итак, один из источников сверхсознательного заключается в нашей «животной природе», или просто человеческой природе.

* * *

Другой источник — в нашей способности творить виртуальные образы идеального. Вот рассуждение на эту тему:

Таким образом, возможно выстроить некую пирамиду от низкого к более высокому, в основании которой лежит известное и опробованное.  А вершина хотя в опыте пока и недоступна, но виртуально вырисовывается посредством экстраполяции наличного знания и опыта. Именно присутствие этой виртуальной верхушки пирамиды опыта и биологически встроенное знание позволяет, после пересечения границы и попадания в высшие сферы, безошибочно распознать вкус Истинного. Отсюда (Минус рассуждения о колбасе)

«Сокровенность человеческого сердца», если пользоваться выражением Мертона, скрывает незримую виртуальную вершину человеческого опыта и природных способностей, экстраполяцию наличного бытия и знания.

* * *

Еще одна сокровенная область, где присутствие сверхсознательного становится возможным, связана со способностью человеческого сознания ухватывать концепцию и конкретные проявления Всеединства (в суфизме — учение о единстве и единственности Бытия — вахдат ал-вуджуд):

«Единобытие» означает, что мир по своей сути един, хотя это единство не всегда очевидно.

«Символ веры» ислама «нет божества, кроме Бога» (иными словами, нет ничего реального, кроме Реальности, которая едина и неделима) можно истолковать как выражение принципа Единобытия.

Наиболее простым и доступным человеку образом Единобытие открывает Себя в самом сознании человека. Сознание едино и неделимо, а все воспринимаемые нами объекты находятся в сознании и вторичны по отношению к нему. То есть речь идет о множественном мире объектов, содержащихся в единстве сознания.

Итак, наиболее полной метафорой Единобытия (или Абсолюта) является человеческое сознание.

Согласно учению вахдат ал-вуджуд, самым полным выражением Абсолюта (в котором Абсолют познает самого себя) является совершенный человек (ал инсан ал-камил).

Отсюда

В той же степени, в которой нам удается увидеть, почувствовать, понять и проявить в собственных поступках в конкретной ситуации Единство, мы проявляем и сверхсознательное.

————————————
* Томас Мертон. Семена созерцания.М.2005.Стр.120.
** Там же, стр. 120, 121

* * *

Что означает «Единство» в данном контексте?

Интеллектуальное единство — это поиск сути, того, что объединяет разрозненные объекты. Это нахождение закономерностей, понимание того, как часть соотносится с целым, какие причины вызывают какие следствия и т.п . Например, понимание того, что путем трения двух палочек можно получить новый объект — огонь — требовало интеллектуального единства и явилось, для определенной эпохи, проявлением сверхсознания.

Эмоциональное единство может выражаться в проявлении сострадания по отношению к другому человеку. Для этого требуется некоторая степень бытийного единства с миром, своего рода растворение — то есть отказ от разделения на «я» и остальной мир. Это растворение также можно отнести к области сверхсознательного. (Человек, полностью отделенный от остального мира, мало способен на эмпатию, и такое состояние обычно связывают с патологией).

* * *

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.Тютчев

* * *

Стихотворение И.Бродского «В деревне Бог живет не по углам».

«Возможность же все это наблюдать, к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать, доступная в деревне атеисту».

* * *

Бог создал вселенную, чтобы проявить полноту Своей собственной природы. Как это выражено в знаменитом хадисе кудси, Бог говорит: “Я был скрытым сокровищем и захотел быть узнанным. Поэтому Я создал существа, чтобы Я мог быть узнанным”. Другими словами, через мироздание вуджуд раскрывает скрытые в нем бесконечные возможности. Но оно проявляет себя во всей своей полноте только через совершенного человека, поскольку лишь он один воплощает каждое онтологическое качество — каждое имя и атрибут Бога. Лишь совершенный человек достиг цели человеческой жизни, которая состоит в проявлении божественного образа, по которому человек был сотворен.
<…>
Одним словом, высочайшая реальность вуджуд одновременно бесконечно запредельна для нас и всегда присутствует внутри нас. В своей несравнимости вуджуд едино с абсолютным единством, но в своем подобии оно проявляет себя через множественность, воспринимаемую нами в мироздании. Нефеноменальное навечно остается несравнимым, точно так же как свет навечно остается светом. Но Нефеноменальное дает бытие феноменальному посредством милости и сострадания по отношению ко всему, что обладает потенциалом к существованию.

Уильям Читтик.  Учение о единстве бытия у Ибн Араби

Sufi. Issue 4. 1989-1990

* * *

«…можно ли использовать принцип эволюции для разработки более эффективных [инженерных] схем?»

 «Благодаря эволюции можно более полно исследовать пространство возможных решений. Значительная часть этого пространства недостижима обычными методами проектирования… Эволюция способна найти решение, которое будет более эффективно использовать доступные ресурсы, обладать более сложной структурой, демонстрировать динамическое поведение и учитывать особенности среды, в которой предстоит работать».

 Источник

То есть посредством эволюционных процессов система может обрести способности и возможности, которые недоступны «чистому разуму» (по крайней мере, на современном этапе его развития). Даже в случае инженерных решений, которые вполне «соразмерны» интеллекту.

* * *

Итак, один из источников сверхсознательного заключается в нашей «животной природе», или просто человеческой природе.

Другой источник — в нашей способности творить виртуальные образы идеального. Вот рассуждение на эту тему:

Таким образом, возможно выстроить некую пирамиду от низкого к более высокому, в основании которой лежит известное и опробованное.  А вершина хотя в опыте пока и недоступна, но виртуально вырисовывается посредством экстраполяции наличного знания и опыта.

Вершина недоступна в опыте, но отчасти поддается словесному описанию.
В начале человеческого бытия было Слово.

Способность создавать знаки, именовать предметы позволяет выйти за рамки наличного бытия. Слово в этом плане — экстатично. Словом можно «заклинать» демонов, свои природные примитивные переживания, — и подчинять их себе, очеловечивать. Посредством именования возможно разотождествиться с ними и посмотреть на них со стороны как на внешние объекты.

«Дать своему аффекту имя  —  значит  уже  сделать  шаг  за
пределы аффекта».

Ф. Ницше

* * *

Некоторые научные концепции и, в частности, математические построения, так прозрачны по своей структуре, что как будто не являются уже ничьим созданием. В них есть нечто нечеловеческое. Это заставляет нас предположить, что между различными видами человеческой деятельности — например, научной и художественной — существует та же коренная разделенность, как и между их продуктами. А между тем, все это лишь различные вариации некоего общего начала.

Поль Валери

Цит.по: Николай Бахтин. Поль Валери — мыслитель.
В кн.: Н.М. Бахтин. Философия как живой опыт. М.Лабиринт.2008.С.34.

* * *

Роль случайности.

Если даже допустить, что мир возник случайно и подчиняется законам случайности, то в случайности что-то есть :) Случайность содержит некую тайну, и мозг использует универсальный принцип случайности. Что наверху, то и внизу; мозг — отражение космоса.

…механизм, который наш мозг использует для придумывания новых идей несколько напоминает механизм, которым пользуются наши гены для появления новых генетических вариаций:  случайным образом мутировать идеи, которые у нас [уже] есть, — или случайно мутировать гены, которые у нас есть.

  Это звучит невероятно. Это звучит безумно. Потому что мы считаем себя разумными. Но когда мы действительно зададимся вопросом о характере любого эволюционного процесса, следует спросить себя, есть ли что-то лучшее, чем случайность, потому что на самом деле  случайность  может быть лучшей стратегией

MARK D. PAGEL is a Fellow of the Royal Society and Professor of Evolutionary Biology

Перепост с форума

* * *

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия.

Все они как один свидетельствуют, что там исчезает все мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время — неизреченная Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее само бытие. В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!..

Александр Мень. История религии. т. 3 

ЗАГАДКА ВЫСШЕГО «Я»

Источник

* * *

В той же степени, в которой нам удается увидеть, почувствовать, понять и проявить в собственных поступках в конкретной ситуации Единство, мы проявляем и сверхсознательное.

Сознание несет в себе семена сверхсознательного. Сознание возможно в силу, так сказать, предсуществования сверхсознательности, поскольку сознание не может обойтись без целостности:

«Сознание, таким образом, это «интегрированная информация» — «информация, генерируемая целым, которое превыше и запредельно по отношению к своим частям» (мнение ученого  Giulio Tononi, оригинал на английском ниже).

Consciousness, then, is «integrated information»—»the information generated by the whole above and beyond its parts.» Drawing on the area of mathematics known as information theory, Mr. Tononi has devised a set of equations that capture an organism’s levels of differentiation (the ability to distinguish many states) and integration (communication across the system). His final measure for the degree of consciousness—a single number—is denoted by the Greek letter phi. Whether the theory is correct remains to be seen, but it is the first of its kind to rigorously define a metric for such an elusive quality.

<…>

Giulio Tononi, a pioneering neuroscientist at the University of Wisconsin at Madison.

Источник

Речь в рецензии также идет о первой в истории науки попытке выразить в виде уравнений степень сознательности.

* * *

Обсуждение в форуме

  1. 9 октября, 2010 в 11:02

    » …мир в своей сути един.» То есть все, что есть в мире, это проявление, формы единой сущности. Но то Единое, оно есть личность обладающая сознанием самой себя, или это некая безликая энергия, разворачивающая бесконечное множество форм, без какого либо к ним отношения? И далее. Мы видим что это множество форм имеет в себе некую градацию по сложности. Есть формы примитивные, типа камня и есть очень даже сложные — типа человека. Влияет ли эта сложность на способ, или интенсивность присутствия в ней той Единой сущности. Ниже говорится, что именно человек, его сознание есть наиболее адекватным выражением Единого. Отсюда следует что и Единое есть сознание, то есть, что но знает себя как «нечто». А знает ли оно себя как «многое»? Или только посредством человека оно познает свою множественность и сущностное единство того многого. Или, другими словами, человек, познавая свою сущность, приходит к реализации себя как воплощенное единое Бытие, как диалектическое единство единого и многого. Но во всей этой истории нет никакого сверхсознательного, и возникает вопрос, в принципе возможно ли нечто «сверх» сознания. Думаю что «далее», или «глубже» может быть только субъект, личность, носитель этого сознания, как его, субъекта, атрибута. То есть, сознание не есть субстанция, а только качество, способность бытия знать себя. И тут вопрос о сверх сознании как-то снимается.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: