Сомнительные (или непонятные) идеи. «Эволюция может быть только сознательной»
Эта идея – идея эволюции; конечно, не эволюции в смысле механического развития, потому что такой эволюции не существует, – но в смысле сознательной, намеренной эволюции, которая одна только и является возможной. «Всё в мире, от солнечных систем до человека и от человека до атома, движется вверх или вниз, эволюционирует или дегенерирует, развивается или распадается. Но ничто не эволюционирует механически; механически протекают лишь дегенерация и разрушение. То, что не в состоянии эволюционировать сознательно, вырождается.
П.Д.Успенский. В поисках чудесного. Гл. 4
Если бы речь шла о духовной эволюции человека, то можно истолковать так, что без сознательных усилий и намеренного движения она невозможна. Допустим.
Но по отношению к атому? Или животным?
Что бы это могло означать? О какой сознательной эволюции у животных говорит Успенский? Может быть, эволюция понимается в каком-то специальном смысле слова? Подразумевается вмешательство высших и сознательных сил в любую эволюцию — от атома до человека? Что означает слово «вырождение» по отношению к атому — неужели распад атома это «дегенерация»?
* * *
Это противоречит научным данным. Биологическая эволюция человека продолжалась и продолжается после возникновения сознания.
Видимо, надо эту идею понимать не формально и буквально, а в том плане, что роль биологической эволюции в жизни человечества уменьшается. Взять хотя бы силы естественного отбора: человек сам становится эволюционным фактором. Развитие фармакологии сохраняет жизнь тем, кого эволюция «отбраковала» бы. И т.п.
* * *
Два утверждения, которые кажутся отчасти противоречивыми.
«Эволюция человека, если она происходит, может быть только результатом знания и усилия. Пока человек знает только то, что он может узнать только обычным путем, для него нет и никогда не было какой-либо эволюции.» (П.Успенский. «Четвертый Путь»)
Но в то же время:
…эволюция для людей, оставшихся «вне путей», также возможна. Точнее, есть два пути. Один мы назовем «субъективным путём». Он включает те четыре пути, о которых мы говорили. Второй мы назовем «объективным путём». Это путь людей внутри самой жизни. Вы не должны понимать слова «субъективный» и «объективный» буквально. Они выражают только один аспект. Я употребляю эти слова лишь потому, что других нет». …
«Обыватель — странное слово в русском языке. Оно употребляется не столько в смысле «житель», сколько для того, чтобы выразить презрение или негодование, как будто это слово выражает что-то невероятно плохое. Но те, кто чувствует так, не понимают, что обыватель — это здравое ядро в жизни, и с точки зрения возможностей эволюции хороший обыватель имеет гораздо больше шансов, чем «безумец» или «бродяга».
ВПЧ гл. 17
Предполагается, что обыватель может узнать что-то «необычным путем»?
* * *
Предполагается, что возможности эволюции уже заложены изначально в «обыденную» жизнь обывателя. Другое дело, что поверх «положительных» условий существуют «отрицательны» — те, которые препятствуют реализации эволюционных возможностей. Обыватель может развиваться либо благодаря «случайности» — рождение в подходящей семье, удачный выбор сферы деятельности и пр. Либо благодаря некоторым факторам «судьбы» — врожденные качества.
Предполагается, что возможности эволюции уже заложены изначально в «обыденную» жизнь обывателя. Другое дело, что поверх «положительных» условий существуют «отрицательны» — те, которые препятствуют реализации эволюционных возможностей. Обыватель может развиваться либо благодаря «случайности» — рождение в подходящей семье, удачный выбор сферы деятельности и пр. Либо благодаря некоторым факторам «судьбы» — врожденные качества.
* * *