Главная > Суфизм > Истоки притчи Руми о воре, который оправдывался предопределением

Истоки притчи Руми о воре, который оправдывался предопределением


Вот история Руми из Маснави:

Предопределение

Вор был спокоен и не ждал беды,
Когда в чужом саду срывал плоды.
«Ты кто такой?» — садовник закричал
Но вор ему бесстрашно отвечал,
Поскольку в богословье был не слаб:
«Бог — мой кормилец, я — Господень раб!
В Его саду я скромно пировал,
Вкушая то, что Он мне даровал!»
«Ты прав, мой друг, — садовник подтвердил. —
И наказать тебя сам Бог судил!»
И тут он вора крепко обхватил
И к дереву веревкой прикрутил,
И палкой стал охаживать, да так,
Что начал умолять его бедняк:
«Помилуй! Чем тебя я разъярил?
Я Божью волю, не свою, творил!»
А тот в ответ: «Коль мыслью ты не слаб,
Пойми, что я ведь тоже — Божий раб!
Ты — Божий, но и палка — Божья тоже,
И каждый мой удар есть воля Божья!»*

Перевод Д.Щедровицкого
Отсюда

* * *

А вот вероятный источник:

Согласно стоикам, миром правит Вселенский Разум, предопределяющий любое событие. Никто не властен над судьбой. Судя по всему, раб Зенона Китионского, основателя стоицизма, был неплохо знаком с его доктриной. Когда его поймали на воровстве, он заявил в свое оправдание:

«- Видно, это моя судьба — стать вором.
— Верно, — согласился Зенон. — А еще твоя судьба — отведать кнута»

Отсюда

Такой вот отраженный «свет с Востока»…

—————————————————————————
* Та же история в пересказе Дж.Нурбахша:

В самом деле, теоретический подход к Единству Бытия чреват множеством опасностей для тех, кто следует ему, поскольку человек может злоупотреблять такой философией, оправдывая потакание порокам или недостойное поведение утверждением, что «всё едино, и потому я могу делать что хочу». Приверженность этой философии действительно может привести к моральному разложению, лишая человека его возвышенных человеческих качеств.

Руми поясняет эту опасность историей про вора, который забирается в сад и крадёт абрикосы. Появляется хозяин и хватает его. «Бога ты не боишься!» — говорит он вору. «А чего мне бояться? — отвечает вор, — это дерево принадлежит Богу, и абрикосы принадлежат Богу, и сам я — слуга Божий, Слуга Божий всего лишь вкушает принадлежащее Богу». Тогда хозяин сада приказывает своим слугам веревками привязать человека к дереву. «А вот и мой ответ», — говорит он, начиная лупить вора палкой. Теперь уже вор восклицает: «Бога ты не боишься!» Хозяин ответствует с улыбкой: «А чего мне Его бояться? Вот палка Бога, веревка — принадлежит Богу, и ты — слуга Божий. Следовательно, я всего лишь луплю слугу Божьего Божьей палкой».

Отсюда

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s