Главная > Суфизм > Десять условий ученичества

Десять условий ученичества


…десять условий ученичества (шурут ас-сухба), предписываемых последователям того пути, который пришёл в Магриб через Абу Мадьяна и нурийскую линию.

Эти десять правил в изложении Корнелла* выглядят следующим образом:

1. Избегание разногласий между учениками и в целом в общине верующих
2.  справедливость
3. благородство характера
4.  постоянство и удовлетворенность тем, что дает Бог
5. прощение неблаговидных поступков других людей
6. сохранение эзотерического знания в тайне от непосвященных
7. сокрытие грехов других мусульман
8. не стремиться в споре оставить за собой последнее слово
9. в жизни удовлетворяться тем малым, что приходит без чрезмерных усилий
10. употреблять в пищу то, что находится под рукой

———

* Cornell, V. 1996. The Way of Abu Madyan: The Works of Abu Madyan Shu’ayb. Golden Palm Series. Cambridge: The Islamic Texts Society.Стр. 24.

Из статья Терри Грэма  «Йафии: наставник Шаха Ниматуллы».

* * *

7. сокрытие грехов других мусульман. Т.е. для того что бы быть учеником нужно быть обязательно мусульманином?

Абу Мадьян — это 12 век. В ту эпоху и в том регионе суфии были мусульманами, это воспринималось как само собой разумеющееся.

У нас очень мало сведений о суфиях этого периода, которые бы не были мусульманами. Например, есть предположение, что суфием был сын Маймонида, оставаясь при этом иудеем.

«Сын Маймонида, Аврахам бен Моше бен Маймон (1186–1237), лидер (нагид) еврейской общины Египта, сам склонявшийся к мистицизму и ритуальным новшествам под явным влиянием мусульманских мистиков-суфиев, пытался вначале держаться в стороне от полемики, разгоревшейся в Испании и Провансе».  Источник

Предположительно, Раймунд Луллий (1235-1315), будучи христианином, стал суфием или испытал влияние суфизма:

«Среди тех, кто подвергся непосредственному влиянию суфизма, мы можем назвать Раймонда Луллия…», — пишет Идрис Шах в книге «Суфии». (Idries Shah. The Sufis.1971.P.47). Также о связи Луллия с суфизмом здесь.

Как обстоит дело сейчас: большинство (но далеко не все) суфийские ордены требуют от дервишей принять ислам.

* * *

Качества мастера и ученика согласно Абу Саиду

Как-то Абу Саида спросили о качествах мастера и ученика.
Применительно к мастеру он назвал десять качеств.

  • Мастер должен сам иметь мастера до того, как сможет иметь учеников.
  • Он должен пройти Путь, чтобы быть в состоянии вести других.
  • Он должен быть искусен, благороден, образован и хорошо воспитан, чтобы являться образцом хороших манер и учтивости для других.
  • Он должен быть великодушным и щедрого нрава, чтобы нестесненно дарить свое богатство ученикам.
  • У него не должно быть надобности в богатстве своих учеников.
  • Если он в состоянии наставлять учеников с помощью косвенных аллюзий и намеков, ему не следует использовать прямолинейные словесные объяснения.
  • Если он способен воспитывать своих учеников посредством мягкости и доброты, ему не следует прибегать к суровым и жестоким мерам.
  • Он должен предварительно практиковать и испытать на собственном опыте то, что проповедует.
  • Он должен всегда отказываться и отвергать сам все то, от чего он призывает воздерживаться других.
  • Он не должен отвергать ученика, которого он принял во имя Божие, из-за дурного нрава ученика.

Применительно к искреннему ученику он также выделял десять требований:

  • Ученик должен обладать умственным развитием, достаточным для понимания намеков и указаний мастера.
  • Он должен быть настолько предан своему мастеру, чтобы выполнять все его указания.
  • Он должен быть восприимчив к пониманию смысла высказываний мастера.
  • Ему надлежит иметь высветленное сердце, чтобы быть способным воспринимать духовное излучение своего мастера.
  • Он должен быть честен и прям в речах — чтобы на него можно было положиться в точности передачи того, что он услышал.
  • Он должен держать свое слово — чтобы можно было доверять ему в его обязательствах.
  • Ему надлежит пребывать в независимом и нестесненном состоянии и в случае необходимости быть способным отказаться от всего, чем он владеет.
  • Он должен обладать качеством самоуглубленности и способностью держать язык за зубами и хранить тайны.
  • Ему следует быть чутким к советам и пожеланиям других и восприимчивым к советам мастера.
  • Ему надлежит быть бесстрашным, самоотверженным и рыцарственным по натуре, и быть способным принести в жертву на духовном Пути даже свою жизнь.

* * *

По-моему, к ученику по Абу Саиду предъявляются куда более жесткие требования, чем к мастеру )

Предполагается, что наставник уже прошел тяготы Пути и соответствовал «жестким требованиям», прежде чем стать мастером.

  • Мастер должен сам иметь мастера до того, как сможет иметь учеников.
  • Он должен пройти Путь, чтобы быть в состоянии вести других.

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s