Главная > Традиция, Четвертый Путь > Своеобразие ЧП среди других учений

Своеобразие ЧП среди других учений


«Сон» и «пробуждение» — метафоры, используемые разными традициями (буддизм, даосизм, йога, четвертый путь и, наверное, не только). Мне хотелось бы разобраться, чем отличаЮтся толкованиЯ этих метафор. Насколько мне известно, только в ЧП  предполагается существование непрерываной лестницы уровней сознания, ведущей от обычного физиологического сна (ночью в кровати) до вершин духовного пробуждения. В других традициях эти вещи (обычный сон/бодрствование и духовное пробуждение) вообще не ложатся на одну шкалу.      

Другое своеобразие гурджиевского направления — связь идеи сна с идеей машинности человека. Йога или буддизм — слишком древние учения, чтобы включить эту идею. Когда жил Будда, еще не была развита, тем более в Индии, машинная цивилизация, так что сравнение человека с машиной просто не пришло бы в голову.

Совершенно верно. В древности пробуждение от «сна» могли связать, скорее, с появлением машин.

Как у Эсхила, где Прометей говорит:

Раньше люди
Смотрели и не видели и, слыша,
Не слышали, в каких-то грезах сонных
Влачили жизнь
; не знали древоделья,
Не строили домов из кирпича,


я запряг
В повозки лошадей, узде послушных, —
Роскошного богатства красоту.
Никто, как я, бегущие по морю
Льнокрылые измыслил корабли…

См. тему
Цивилизация и пробужденность глазами древних

* * *

 … Если бы вы очень глубоко погрузились в медитацию или самовспоминание, то вы нашли бы, что это разные слова, говорящие об одном и том же.

Где-то высоко все сходится в единство, в том числе СВ и медитация. Но на земле есть раздельные объекты и нет смысла их смешивать друг с другом.

Вы высказываете собственную, субъективную точку зрения. В ЧП пути нет никаких указаний на тождество СВ и медитации (а если Вы такие указания нашли, их нужно привести в форуме). Поскольку это Ваша персональная точка зрения, поучающий тон по отношению к участникам беседы с другими точками зрения выглядит неуместно. (См. правила*).

Также надо иметь в виду, что существуют различные виды медитации, так что тем более бессмысленно отождествлять медитацию с СВ, если Вы не указываете о какой именно медитации идет речь.

С точки зрения суфизма СВ и медитация, скорее, противоположны в некоторых аспектах. СВ ближе к концепции «всевключающего единства», полного присутствия (Вахидийат),  а медитация — к концепции «всеисключающего единства», растворения и отсутствия (Ахадийат).

————————————-
* В сообщении, посвященном обсуждению того или иного положения Учения лучше указывать, какую точку зрения Вы излагаете — свою или авторитетную. В последнем случае необходимо указать источник.
Излагая личную точку зрения — воздержитесь от категоричности и поучающего тона в адрес других участников.

Отсюда

* * *

Поскольку я не «авторитет» и мое мнение здесь легковесное, поэтому сошлюсь на Ошо, как мастера, который, в отличие от присутствующих здесь на форуме, понимал, что такое ЧП, кто такой ГИГ, что он говорил и делал. Но моя ссылка на Ошо, это не доказательство того, что я говорил, в начале я сам ПОНЯЛ это, а затем, нашел это у Ошо…

В  ЧП существуют свои авторитеты, и Ошо не принадлежит к их числу.

Вы имеете право на любые мнения. Но поучающий тон в данном случае особенно неуместен, поскольку в самом учении нет подтверждений тому, что Вы говорите. По крайней мере, их нет в основных текстах. Да и вообще, поучающего или пренебрежительного тона лучше избегать — даже если Вы уверены в своей правоте. На этом форуме мы стараемся относиться с уважением и к тем участникам, чьи взгляды не разделяем.

Вы пишете:
«А вы что, думаете, что в доступных вам текстах изложен весь ЧП?»

Я так не думаю. Если у Вас есть какие-то недоступные мне тексты или устные предания, готов с ними ознакомиться. Ошо не предлагать )

* * *

Медитация и СВ.

Наиболее близкой к СВ разновидностью практики [медитации] является, пожалуй, буддийская
Mindfulness

Я писал об этом в теме «Происхождение Системы», указывая на mindfullness как на возможный источник концепции СВ — или параллельное явление. Там же — о сходстве СВ и суфийского зикра. Сходство есть, а тождества все-таки нет.

* * *

Самовспоминание. Буддийский аналог

А что касается гюрджиевского «вспоминания себя», то на этот счет можно указать на некий аналог в раннем буддизме.

В «Сатипаттхана-сутте» речь идет о четырех базах смрити (букв. «вспоминания», «памятования» ) — «теле» (кая), «чувстве» (ведана), «уме» (читта) и дхармах, которые надо осознавать с мыслями «Я сижу», «Я стою» и пр.

Еремеев В. Е.
Теория психосемиозиса и древняя антропокосмология. — М.: АСМ, 1996.

Отсюда

* * *

Было бы удивительно, если бы ГИГ, долгое время находясь в Тибете, не был знаком с буддийскими медитативными техниками и наверняка, некоторые из них он использовал в своей работе.

1) Пребывание Гурджиева на Тибете — это вроде пребывания Иисуса в Индии: упоминания есть, книги об этом пишут. А вот реальных доказательств нет. И есть даже аргументы против этих предположений.

2) Медитация — весьма расплывчатое понятие. Под этим словом понимаются самые разные практики. Об этом можно прочитать хотя бы здесь :

«The word ‘meditation’ has been used to designate a variety of practices that differ enough from one another so that we may find trouble in defining what meditation is.

Перевод: «Словом медитация обозначают разнообразные практики, которые настолько отличаются друг от друга, что становится затруднительным определить, что такое медитация».

Бессмысленно, как я уже писал, указывать на тождество медитации и самовспоминания, если не указывается какой именно тип медитации имеется в виду.

3) Можно предположительно сопоставить самовспоминание и буддийскую концепцию mindfulness, которая является специфической формой медитативной практики, но не очень похожа на значительную часть других медитаций.

4) Поскольку это сопоставление носит предположительный характер, было бы неуместно обвинять тех, кто не разделяет эту точку зрения, в невежестве и непонимании.

* * *

Интересно, что в Махасатипаттхана сутте
говорится даже о необходимости эмоций для памятования (как и у Г.И.):

При этом монах отслеживает тело в теле, [1] пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
он отслеживает чувства в чувствах, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
он отслеживает ум в уме, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
он отслеживает качества ума в качествах ума, [2пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе.

Источник

* * *

Обсуждение в форуме

 

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s