Главная > Суфизм > Женщины в суфизме

Женщины в суфизме


Повторяются вопросы о том, были ли среди суфиев женщины.
Может ли женщина стать суфийским наставником?

* * *

«Мистицизм был единственной религиозной сферой, где женщина могла себя проявить. Было немало женщин-суфиев, средикоторых наиболее известна Раби’а ал-‘Адавийа (ум. 801). Есть упоминание этого времени о женских обителях. Ал-Ирбили пользуется термином «ханака» для мужских обителей итермином «рибат» для женских. В одном только Алеппо было семь женских обителей, и все они были основаны в период между 1150 и 1250 гг. В Багдаде их тоже было несколько, причем самым известным был рибат Фатимы Разийи (ум. 521/1127). В Каире существовал рибат ал-Багдадийа, построенный дочерью ал-Малика аз-Захира Байбарса в 684/1285 г. для женщины-шейха (шайха) по имени Зайнаб бинт Аби-л-Баракат, известной как Бинт ал-Багдадийа, и ее последовательниц. Этот рибат до сих пор существует в ад-Дарб ал-Асфар.[…]»

Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989

Источник

* * *

«…суфизм провозглашает независимость духовного роста от половой принадлежности индивида, поэтому среди суфийских наставников всегда было достаточно много женщин» (Р.Фрейджер, Д.Фейдимен, 2001).

Источник

* * *

Женщины и суфизм, женщины и Ислам.

Всегда трудно выделить культурные, религиозные и психологические идеи, касающиеся особого положения женщин; тем не менее необходимо попытаться понять, какую роль отводит женщинам философия суфизма.
Начиная со времен первоначального становления ислама как мировой религии появились женщины, которые среди последователей суфизма и в ортодоксальном исламе считались святыми. От Рабии (Rabia, 717—801), и до настоящего времени эти святые почитались, и их духовный труд пользовался таким же уважением, что и работа мужчин (Smith, 1977). Как разъяснял один из первых учителей-суфиев, в духовной жизни не может быть ни мужчин, ни женщин (Snabistari in: Smith, 1977). Среди современных суфийских наставников и в суфийских группах есть женщины. Курс обучения основывается на возможностях индивида, а не на том, к какому полу он принадлежит. Ирина Твиди (Irina Tweedie, 1979) в живом и подробном сообщении рассказала о своем обучении и духовном развитии под непосредственным руководством современного суфийского учителя.
По существу, с возникновением ислама изменился статус женщин, им была предоставлена возможность «легальной защиты в таких вопросах, как заключение брака, развод и права наследования, что знаменовало значительное улучшение положения женщин по сравнению с доисламским обществом» (Smith, 1980, р. 517).
«Не смотри на мою внешнюю форму, но возьми то, что я даю тебе» (Rumi in: Shah, 1970 а, р. 31).
Несмотря на духовное равенство с мужчинами и на то, что вообще статус женщин благодаря исламу несколько улучшился, положение женщин во многих исламских культурах все еще далеко от подлинного равенства. Как в Европе, так и в Америке, как в Северной, так и в Южной, женщины не получили равных с мужчинами прав в возможностях получить образование, в отношении собственности, а также в свободе путешествовать и духовно расти. На Западе появляется все больше литературы, в которой рассматривается противоречие между репрессивными подходами, все еще существующими во многих мусульманских странах, и тем фактом, что согласно серьезным исследователям ислама, религиозные и духовные доктрины не поддерживают это подавление женщин (Smith & Haddad, 1975).

Источник

* * *

Статья Камиллы Хелмински «Женщины и суфизм»

* * *

«Говорится, что среди мюридов Авхад ад-Дина Кирмани* было немало женщин и девушек, и что халифе Кирмани в Конийской завийе — Зайн ад-Дин Садака — давал приют в своей завийе Садр-и Хаким женщинам-дервишам, называемым факиреган. …

Ахмед Афляки в одном месте своего труда упоминает женщин-дервишей и называет их факире (беднячка, нищенка). Среди них была и дочь Руми, Малика Хатун, о которой Шамс Табризи якобы сказал: «Среди них есть лишь один свет, и он имеет источник в Мавлане». Руми в пятом томе своей поэмы «Маснави» также говорит о женском сообществе (в Конье?)…

… Амина Хатун была действительно весьма выдающейся муршидой (суфийской наставницей) и после переселения в Сирию руководила восемнадцатью ханаками (приютами для дервишей) в Дамаске.

Источник: Ю.А.Аверьянов. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекатшийа.М.2011.С.322, 323.

————————————-
* Авхад ад-Дин Кирмани (ум.1237). Персидский поэт-суфий (прим. — wayter)

* * *

Многие ордены открывали сферу религии женщине, не признаваемой, в сущности официальными религиозными институтами. Женщины могли стать «сочувствующими» членами общины, они могли руководить женскими кружками, а некоторые даже становились дервишами.

Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. Стр. 188, 189.

* * *

У кого из суффиев была учителем женщина и где можно об этом почитать?

«Великий шейх» Ибн Араби среди своих учителей называл двух женщин.

Несколько историй о женщинах-суфиях: http://sufism.ru/sw/txt/women.html

* * *

Ибн Араби, Величайший мистик “полюс Знания” (1165-1240 нашей эры), говорит о времени, которое он проводил с двумя пожилыми женщинами мистиками, оказавшими на него глубочайшее влияние: одну из них звали Шамс Марчена, одна из “вздыхающих,” и Фатима Кордовы. Ведь именно о Фатиме, с которой он проводил много времени, Шейх Ибн Араби говорит:

Я был учеником у одного великого гностика, Приближенного к Богу – у севильской женщины по имени девушка Фатима Ибн ал-Мутханна из Кордовы. Я прислуживал ей в течение нескольких лет, в то время ей было более чем девяносто пять лет. Она имела обыкновение играть на тамбурине и это доставляло ей большое удовольствие. Когда я спросил у нее об этом, она ответила:

«Мне приносит несравненную радость обращение к Нему, Кто повернулся ко мне и сделал меня одним из Его приближенных Друзей (Святые), дав мне возможность прислуживать Ему, выполняя определенные функции. И разве я что-то представляю из себя, кто такая я, что Он выделил меня среди других? И всякий раз, когда я в беспечности поворачиваюсь к чему — то другому чем Он, Он становится недоволен мною и посылает мне некоторое испытания (неприятности) относительно той вещи.’…

Своими собственными руками я построил для нее тростниковую хижину такой же высоты как она, и она жила в ней до самой смерти. Она имела обыкновение говорить мне, ‘я — твоя духовная мать и свет твоей земной матери.’ А когда моя мать навещала ее, Фатима давала ей особые инструкции по поводу меня.’

Источник — там же информация по теме.

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
Рубрики:Суфизм Метки: ,
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s