Главная > Психология, Человек > Экстаз и другие измененные состояния сознания (ИСС). Ссылки и источники

Экстаз и другие измененные состояния сознания (ИСС). Ссылки и источники


Экстатические состояния в контексте Традиции.

На форуме:

Суфизм и дионисийство .

Кто склонен к экстатическим состояниям

В сети:

Измененные состояния изменяющегося
субъекта в контексте кризиса логоцентризма

http://ec-dejavu.ru/e/Ecstasy.html

Измененные состояния сознания в свете исследований культурной антропологии (здесь)

В.Иванов. Дионис и прадионисийство http://www.rvb.ru/ivanov/2_lifetime/
В.Иванов. Религия Диониса http://www.rvb.ru/ivanov/2_lifetime/rel_dionisa/toc.htm

Безумие: указание свыше
http://nork.ru/creation/insanity_above.html

* * *

По теме: юродство и маламатийа. (связь — на форуме). Также: мистерии древности, средневековая народная культура (карнавалы и проч.)

«Нейрохимическая» основа культуры
http://www.pravo.vuzlib.net/book_z710_page_77.html

* * *

О «психонавтах»:

…мы имеем дело с субстанцией, созданной современный наукой, сиречь модерном, позволяющей нам окунуться в плоскости целостной традиции и архаики (абсолютное большинство психоделических первопроходцев отмечало схожесть областей, проецируемых кислотой, и шаманских миров, какими, например, представлял их Мирча Элиаде в своих исследованиях). Многие вещи, происходящие с человеком в трипе, очень похожи на практики инициаций архаических культов, и не только примордиальных, но и более-менее изученных (ведические, шумерские, протороманские и так далее).

Отсюда

* * *

Ученые дают добровольцам псилоцибин не просто так, а чтобы найти ответ на вопрос: как работает мозг в момент мистического озарения? Казалось бы, тут нет и не может быть места для науки: нельзя залезть в голову к человеку и доказать, что вот сейчас он стал частью космоса и обрел Бога. С другой стороны, это явление воспроизводится во всех культурах и во всех поколениях: всегда есть люди, говорящие в какие-то моменты, что границы их личности исчезают, они испытывают абсолютное единение со всем миром и высшими силами, любовь ко всему сущему, осознают реальность, находящуюся на другом уровне бытия.
<…>
Успех пришел после того, как ученые нашли способ надежно создавать мистические состояния сознания в экспериментах при помощи синтетических молекул. Добровольцы балтиморского исследования говорили мне, что псилобициновый опыт – одно из самых значимых событий в их жизни, наряду с рождением ребенка или смертью родителя.

Интересная статья о псилоцибине.

* * *

Оказалось, несмотря на всю неописуемость и мимолетность, измененные состояния сознания всегда включают четкий набор ощущений

1. эмпатия – чувство глубинной связи с другими людьми, сопричастности, единства.
2. всеохватная любовь, исходящая из всех точек вселенной.
3.  единение с миром, осознание себя как части мира и всех элементов мира как части себя.
4.  выход за пределы личности – и ощущение нахождения в реальности иного уровня,
не менее реальной, чем повседневная; здесь же: ощущение вечности и понимание, что время – условная, несуществующая категория.

5. обостренное чувство красоты.

<…>

«Вселенная – это я, и я – это вселенная; горы кажутся мне складками моей собственной кожи, жизненные соки деревьев – моей кровью».

«Я почувствовала, что смерть совершенно не может быть страшна, потому что мир полностью состоит из красоты и любви»

Мистический транс, таким образом, – это момент, когда человек делается сверхчеловеком. Это момент, когда, словами Платона, возничий (разум) одерживает верх над лошадьми (животными инстинктами).

* * *

Одна из функций ИСС – противостоять патологическим тенденциям, стремиться преодолеть непонимание, несогласованность, десинхронизацию человека с самим собой, с окружением, повысить уровень коммуникабельности, развить способность к общению. А.Маслоу полагает, что основная цель всех видов психотерапии – самоактуализация, предельным выражением которой являются «высшие переживания», «мгновения экстаза, которые нельзя купить» [11, 137]. Высшее переживание, это «… сужение поля зрения, одновременное чувство прилива сил и ни с чем не сравнимой беспомощности, ощущение возвышенного экстаза, потери ориентировки во времени и пространстве и, наконец, сознание того, что произошло что-то важное и значительное, ценное» [11, 163].

«Вероятно, — полагает А. Маслоу, — высшие переживания есть огромная интенсивность любого переживания, в котором присутствует потеря «Я» или его границ, или забывание себя, и восхищение музыкой или искусством». В таком случае наступает эйфория, блаженство (экстаз) – «ряд переживаний со все уменьшающейся экстраверсией, который заканчивается состояниями экстатического счастья, когда «Я» всецело захвачено чувством, при котором в субъективном восприятии исчезает внешний мир, а человек находится вне времени и вне пространства, он «вне себя» (точное название слова «экстаз»).

Ю.А.Добролюбская, кандидат философских наук
«Измененные состояния сознания в свете исследований культурной антропологии»

http://credonew.ru/content/view/334/55/

* * *

(Из книги Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта»)

Несколько лет тому назад я сделал сообщение в печати о произведенных лично надо мною опытах опьянения окисью азота. На основании их я пришел тогда к такому выводу, – который и до настоящего времени не поколебался в моих глазах, – что наше нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные формы, существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. Мы можем совершить наш жизненный путь, даже не подозревая об их существовании; но как только будет применен необходимый для их пробуждения стимул, они сразу оживут для нас, представляя готовые и определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания. Из них, правда, нельзя вывести точной формулы и они не могут дать нам плана той новой области, какую они перед нами раскрывают, но несомненно, что они должны помешать слишком поспешным заключениям о пределах реального. Возвращаясь к моим собственным переживаниям этого рода, я должен признать, что они сводятся к особому просветленному состоянию, которому я не могу не придать мистической окраски. Основной чертой такого состояния всегда является примиренность, словно две противоположные стороны мира, столкновения между которыми составляет причину всех наших внутренних бурь и неурядиц, расплавились и образовали единое целое. Они не принадлежат к одному роду, как два различных вида, но один из видов, – более возвышенный, – сам становится родом по отношению к противоположному виду и растворяет его в себе. Я знаю, что эта мысль с логической стороны темна, но я не могу избавиться от ее влияния на меня. Я чувствую, что в ней есть смысл, соприкасающийся с сущностью гегелевской философии. Имеющий уши, да слышит. Для меня эта мысль постижима лишь этим путем искусственно разбуженного мистического состояния сознания.

Источник

(Интерес представляет вся глава XYI о мистицизме)

* * *

[Обсуждение в форуме]

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s