Главная > Суфизм > Кто имеет право сказать «я»?

Кто имеет право сказать «я»?


Абу Бакр ал-Харраз (ум.899) сказал: «Только Бог имеет право сказать «я», ибо для всякого другого, кто скажет «я», уровень гносиса недостижим».

Гносис — постижение реальности. Тот, кто говорит о себе «я», сталкивается с серьезными проблемами, пытаюсь эту самую реальность постичь, поскольку «я» по определению ограничено, а реальность — безгранична.

Когда человек подчеркивает свое «Я», считает что это нечто оформленное и самодостаточное — это правда. Но только частичная правда, а потому, когда к такой правде относятся слишком серьезно, она становится ложью и препятствием для постижения (гносиса).

Человек может быть понят как объект, но это только частичное понимание. Человек это также и волна, вероятностное состояние поля — человечества или даже Вселенной.

Человек говорит торжественно: «Я считаю, что…» Понятно, что есть некая физическая данность — человек именно с этим мнением. Но факт в том, что мнение этого человека — результат тысяч других мнений, случайностей, предрассудков, опыта предыдущих поколений.

Суфийский метод отчасти в том, чтобы помочь человеку увидеть шаткость того, что он называет своим «я».

Если «я» цепляется и сопротивляется этому пониманию, то вряд ли возможен гносис. С другой стороны, цепляться и сопротивляться — естественные свойства «я». Здесь основной источник проблем.

[yes] wayter> человек, наверное, потому цепляется, что не нашел еще в себе другой опоры

[wayter] yes> пожалуй. Хотя любая опора в принципе промежуточна, как ступенька. В конце концов надо свыкаться с безопорностью :-)

[мухомор] wayter> тогда непонятно, что делать без «я». У «я» все-таки есть какие-то интересы, устремления, ему есть чем заняться. А какие побудительные импульсы у «безопорного»?

[wayter] мухомор> без «я» тоже никак. Но важно знать ему цену и место. Известный пример: не так страшно желание получить одобрение, если человек осознает источник этого желания. Но опасно, когда оно перерождается в чрезмерное тщеславие.

* * *

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.

Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье
.

(Б.Пастернак)

— важно иметь и такую перспективу, ощутить свою «растворимость» и открытость миру. Между человеком и миром нет непроходимого барьера; это иллюзия, порождаемая ограниченным восприятием нашего «я».

* * *

Существуют иллюзии «я», но это отнюдь не означает, что «я» является иллюзией :-)

* * *

Древние суфийские изречения на эту тему :-)

«Суфий — как летчик. Он взмывает над спящим миром».

«Чтобы проснуться, нужно воспарить над миром».

«Суфий воспаряет над миром, но не витает в облаках».

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
Рубрики:Суфизм Метки: , ,
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s