Метафора


http://www.humans.ru/humans/40597

Для определения понятия метафоры необходимо определить систему координат, в которую включается это явление. В риторике метафора относится к тропам, которые в свою очередь являются разновидностью паралогических средств языка, косвенной тактикой речевого воздействия. Используя понятийный аппарат риторики и правила логики можно выстроить более длинную цепь родовых понятий для метафоры: метафора — троп — риторическая фигура — форма непрямого выражения — форма выражения — оборот речи. [4] Однако, включенность метафоры в классификации риторики не является исчерпывающей. Как показали исследования лингвистов Дж. Лакоффа и М. Джонсона метафора «важное средство представления и осмысления действительности». [5] В результате метафору можно включить и в перечень средств мышления, наряду с суждениями, аналогией и другими. Метафоричность мышления исследовал один из наиболее интересных ученых XX века Грегори Бейтсон. Выход исследований за рамки отдельной отрасли даже в классификации не случаен. Приблизительно определив координаты метафоры, перейдем к рассмотрению ее особенностей, которые отличают данное явление. В основе метафоры лежит сравнение, аналогия. Об этом свидетельствует даже этимология анализируемого термина. В переводе с греческого языка «метафора» означает «перенос». При использовании метафоры и других тропов «одна речевая единица всего лишь занимает место другой речевой единицы, которая «материально» отсутствует и проявляется лишь «идеально», посредством значения». [6] Прям как бездокументарная ценная бумага. Так же как слово «проигрыш» в рассказе истца о судебном процессе занимает место фразы «отказ в исковых требованиях».

Итак, первое, метафора — это перенос. На переносе основано моделирование. Знаменитая фраза А. Кожибского «Карта — не есть территория» описывающая результат моделирования в языке, также является метафорой, переносом отношения карты и территории на мышление и язык. Моделирование с помощью метафоры хорошо описывается с помощью метода психо-семантического пространства. В этой концепции, сознание представляет собой совокупность всех понятий и образов (обособленных информационных комплексов), известных индивиду, своеобразное пространство точек. В активной сознательной деятельности заняты не все накопленные понятия и образы, а только некоторые из них. Применяя геометрическую аналогию, мышление отображается вектором между двумя элементами/точками в пространстве сознания. А метафора позволяет важные свойства этого вектора, значение соединенных им понятий и установленную между ними связь, перенести на иной вектор, возможно более распространенный в человеческом мышлении. В представленной модели подчеркивается в очередной раз важная особенность метафоры — ее связь с мышлением. Поэтому вполне справедливо обобщенное наименование метафоры — нейросемантическая конструкция. [7] В одном анализе теорий метафоры в завершении отмечается, что «исследователь сталкивается с необходимостью разработки определенной модели сознания». [8]

Жданухин Д.Ю. «Метафора в юридической деятельности: сущность, функции и техника использования»

Статьи по теме: http://www.humans.ru/humans/27151

http://www.humans.ru/humans/metaphors

Есть даже суфийские метафоры:
http://www.humans.ru/humans/54167

* * *

[Мифологическая метафора]

В языковом и, прежде всего в мифологическом мышлении преобладает следующая тенденция. Здесь господствует закон, который можно было бы назвать законом нивелирования и растворения специфических отличий. Каждая часть эквивалентна целому, каждый экземпляр — виду. Каждая часть не только репрезентирует целое, а индивид или вид — род, но они ими и являются; они представляют не только их опосредованное отражение, но и непосредственно вбирают в себя силу целого, его значение и действенность. Этому принципу подчиняется и им пронизано все магическое мышление. Тот, кто управляет какой-либо частью целого, получает в магическом смысле власть над целым. Чтобы обеспечить себе магическое господство над телом человека, достаточно, например, завладеть его обрезанными ногтями или волосами. Такую же роль играет тень человека, его след или отражение в зеркале. Еще у пифагорейцев существовало предписание тщательно поправить постель после вставания, с тем, чтобы оставшийся там отпечаток тела не мог быть использован во вред человеку.

Эта основная черта мифологической метафоры позволяет точнее определить и понять смысл и действие того, что обычно называют метафорической функцией языка. Если верно, что метафору в общем смысле следует рассматривать не как определенное явление речи, а как одно из конститутивных условий существования языка, то для ее понимания нужно вернуться к основной форме образования понятий в языке. Они возникают из акта концентрации, компрессии чувственного опыта, создающего необходимые предпосылки для формирования каждого языкового понятия.

Все, что не названо, вообще не существует в языке, а все одинаково названное, кажется абсолютно одинаковым.

Э.Кассирер. Сила метафоры.

Источник

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s