Главная > Духовная культура > Профессия: художник жизни

Профессия: художник жизни


«Не все мы можем сделаться учеными, да  никто от всех этого не ждет.  Но

все мы от природы можем быть художниками, конечно, не специализированными  —
живописцами, скульпторами,  музыкантами, поэтами  и т.д.,  — но  художниками
жизни. Эта профессия «художник жизни»  — может показаться новой и  странной,
но фактически все мы  рождаемся художниками, не ведая  этого. Многим из  нас
не удается стать художниками жизни, а  в итоге мы переворачиваем нашу  жизнь
вверх дном, а потом спрашиваем:  «В  чем смысл жизни?», «Разве перед нами не
слепое ничто?», «Прожив 75 или даже 90 лет — куда мы уходим? Никто этого  не
знает!» и т.д.  и т.п.  Я слышал,  что из-за  этого большинство  сегодняшних
мужчин  и  женщин  делаются невротиками  и  психотиками. Человек  дзен может
сказать им,  что все  они  позабыли о  том,  что были  рождены  художниками,
творцами жизни. Стоит им  осознать этот факт, и  они излечатся от  неврозов,
психозов и прочих затруднений, какими бы именами они ни назывались.
2

Что   подразумевается   под   «художником   жизни»? Как известно, любой
художник пользуется для  самовыражения теми  или иными  инструментами, он  в
той или другой форме демонстрирует свое творчество. Скульптору нужны камень,
дерево или глина,  резец и прочие  инструменты для воплощения  своих идей  в
материале.   Художнику   жизни   хватает   себя   самого. Все материалы, все
инструменты, все  требуемое  техническое  мастерство даны  ему  с  рождения,
возможно, даже  до того,  как  его произвели  на  свет родители.  Вы  можете
сказать, что это звучит необычно, странно.  Но стоит немного подумать, и  вы
поймете, что я  имел в виду.  А если не  поймете, то скажу  еще яснее:  наше
физическое тело —  это материал, соответствующий  холсту живописца,  дереву,
камню или глине скульптора, скрипке или флейте музыканта, голосовым  связкам
певца. А все телесное —  руки, ноги, туловище, голова, внутренности,  нервы,
клетки, мысли, чувства, ощущения, все то, что составляет целостную личность,
— есть  одновременно  материал  и  инструмент,  из  которого  и  посредством
которого личность своим творческим гением  преобразует все это в  поведение,
во все формы действия,  в саму жизнь. Жизнь  отображает тогда каждый  образ,
созданный   из   неисчерпаемого   источника  бессознательного. Каждое деяние
человека является  оригинальным, творческим,  выражает его  живую  личность.
Тут нет  места  условностям,  конформизму,  подавленной  мотивации.  Индивид
движется по собственному хотению. Его поведение подобно тому ветру,  который
веет там, где  хочет. У него  нет Я, заключенного  в клетку  фрагментарного,
ограниченного   и   изолированного   эгоцентрического существования. Человек
вышел из  этой тюрьмы.  Один из  великих наставников  дзен Танской  династии
говорит: «Человек,  который  стал наставником  самому  себе, где  бы  он  ни
находился,   действует   в   согласии   с  собою». Такого человека я называю
истинным художником жизни».

Дайзетцу Судзуки
ЛЕКЦИИ О ДЗЕН-БУДДИЗМЕ

I. Восток и Запад

http://www.relex.ru/~littleslash/fromm_suzuki_martino/

* * *

Сходные идеи у русских символистов:

В другом месте он [А.Белый] описывает его [уровень теургического творчества (= бытия)] как слияние природного «я» художника с самим творчеством, когда его жизнь становится «художественной», то есть творчески одухотворенным бытием, а сам он являет собой «слово, ставшее плотью». Свершается «пресуществление искусства в религию жизни» (1, 265). В теургии, как высшей форме человеческого творчества, ознаменованного схождением в душу теурга высшего духовного начала, красота сливается с нравственностью в неделимое единство (2, 172), и здесь уже не приходится различать этику, эстетику, религию или познание. Все сливается в единое творчество — созидание новой жизни и нового человека (и человечества) на исключительно идеальных духовных основаниях всеединого первозданного бытия.

http://philosophy.ru/library/bychkov/sym-ru.html

«Символисты не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной <…> Это был ряд попыток, порой истинно героических, – найти сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства».

Владислав Ходасевич
(Ходасевич В.Ф. «Некрополь» и другие воспоминания. М., 1992. С.22).

* * *

Из темы «цель форума не только беседы» (в архиве)

На тему конференции: возник вопрос, не превращается ли это в болтовню и пустословие.

Прежде всего, это возможность лучше понять себя и других, проверить свои идеи, развить способность к мышлению, придать своей мысли отточенность, в диалоге выяснить что в своем мировоззрении можно оставить, а что следует отбросить.

Но еще более существенно для нас то, что конференция и чат — среда взаимодействия.

Шах Ниматулла, основатель нашего братства, занимался со своими учениками сельским хозяйством.

В самом сельском хозяйстве нет ничего такого, что особенно бы способствовало духовному продвижению. Но это та «почва» :), где общение и взаимодействие было возможным

Для нас такая среда — слово, текст. И такая почва, возможно, ничуть не хуже, чем ткание ковров или сельское хозяйство. В любом случае, это то, что есть в нашем распоряжении на данный момент. Нет смысла сожалеть об отсутствии другого общего дела.

Если бы кто-то спросил моего совета, как наиболее полно использовать ту среду, которая есть в нашем распоряжении — то есть конференцию и чат — то я бы сказал следующее: старайтесь написать (сыграть) свою роль не только так, как вы привыкли играть в жизни, а так как это было бы написано в хорошей книге.

Вы — люди, устремленные к духовности. Чего вы хотите? Хотите стать святыми? В конфе это более реально, чем в жизни. Потренируйтесь. Пусть то, что вы пишете, будет истинно, прекрасно и исполнено доброты. (Знаменитое триединство, о котором мечтали мыслители прошлого :)

Естественно, каждый — в меру своих возможностей.

Пусть кто-то пишет бессмысленные слова, по неумению или специально, которые не соответствуют этим высоким требованиям.
Смысл формируется контекстом. Наша задача создать такой контекст, где все  становится  осмысленным.

Это особенность хорошего романа — там все наполнено смыслом. И это также особенность восприятия арифа (познавшего — суфийский термин).

http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=11&i=4&t=4

* * *

Мне кажется, что для творческого (художественного) отношения к жизни человек должен находится в состоянии самовоспоминания, «здесь и сейчас», и наче его действия становятся автоматичными, рефлекторными и лишены любой эстетической окраски.

Или наоборот: для того, чтобы помнить себя, необходимо эстетическое восприятие мира.

Поддерживать пробужденность, помнить себя, когда все серо и не вызывает интереса, практически невозможно. Психика так устроена, что внимание переключается прежде всего на то, что жизненно важно, а малозначительные события нас не затрагивают, не требуют концентрации. Не случайно говорится, что для поддержания длительного самовоспоминания требуется особая энергия.

«Художник жизни» видит прекрасное там, где обычный человек ничего не заметит и пройдет мимо. И эта способность позволяет ему поддерживать эмоциональный накал, дает силу не спать и помнить о самом главном.  Красота мира это напоминание о нездешней Реальности, поскольку, как говорится в хадисе, «Бог прекрасен и любит красоту».

* * *

Сравнение Бога с художником — идея, распространенная в атмосфере поздней античности, и трудно выделить конкретного её автора. Бог представлялся ранним христианским мыслителям как великий художник, создающий мир подобно огромному произведению искусства. Так, св. Ириней Лионский писал, что Бог творил мир и душу человека с помощью своего «художественного Логоса» в соответствии с мерой, числом, ритмом, порядком, гармонией (Contr. haer. II, 26, 3), творя из самого себя по созданному внутри себя образу мира. «В благоритмии (eurythma), размеренности и слаженности мира отражается мудрость создателя» (Contr. haer. IV, 383). Он сравнивает тело с инструментом творчества, а душу — с Художником (Contr. haer. II, 33, 4). Человек был замыслен Творцом как вершина видимого мира, он называется «украшением мира». Утратив во время грехопадения свою красоту, человек может и должен вернуть её себе, снова стать «красотой мира». Поэтому и вся деятельность по совершенствованию человека, изначально стоявшая в центре христианской духовной практики, воспринималась как некое художественное творчество, результатом которого должен был бы явить особый «образ», особое «прекрасное» произведение искусства — совершенный в духовном отношении человек. С этими идеями, уходящими еще в первые века христианства, и связаны традиционные образы «духовной практики» как «искусства из искусств» и «совершеннейшего художества»

Источник

* * *

* * *

«Бродский создал неслыханную модель поведения. Он жил не в пролетарском государстве, а в монастыре собственного духа.
Он не боролся с режимом. Он его не замечал. И даже нетвердо знал о его существовании.
Его неосведомленность в области советской жизни казалась притворной. Например, он был уверен, что Дзержинский — жив. И что «Коминтерн» — название музыкального ансамбля.
Он не узнавал членов Политбюро ЦК. Когда на фасаде его дома укрепили шестиметровый портрет Мжаванадзе, Бродский сказал:
— Кто это? Похож на Уильяма Блэйка…»

(с) Сергей Довлатов, «Ремесло».

* * *

Лондонские туманы, по утверждению Уайльда, существуют лишь потому, что «поэты и живописцы показали людям таинственную прелесть подобных эффектов.»

Источник

* * *

«Искусство и его учреждения… могут… сделаться предвестниками и моделью всех будущих коммунальных учреждений… вся наша будущая социальная организация, если мы достигнем истинной цели, будет и не сможет не носить художественный характер…»

Вагнер Рихард. Искусство и революция.- В кн.: Избранные работы. М., 1978, с. 141.

* * *

«Разве витают под облаками в брючках из-под утюга!» — о моде на крестьянский стиль у поэтов Серебряного века.

Крестьянствующему поэту Николаю Клюеву фантазия о царских хоромах была не по рангу. Свое жильё в Петербурге он называл скромно «клетушкой-комнатушкой»: «Много ли нам надо?» Однажды знакомый решил навестить Николая Алексеевича. Клетушка оказалась роскошным номером «Отель де Франс». На широкой турецкой тахте сидел сам поэт, при воротничке и галстуке, и читал в подлиннике Гейне: «Маракую малость по-басурмански…» Однако, когда настала пора подкрепиться, хозяин скрылся за занавеской, чтобы «обрядиться», и вскоре вышел оттуда в поддевке, смазных сапогах и малиновой рубашке.

Простонародный стиль был в моде. Это сразу же почувствовал Есенин, приехавший завоёвывать столицу в поддевке и с аккуратным завитком золотистых волос.

— Знаешь, — признавался он Мариенгофу, — и сапог-то я никогда в жизни таких рыжих не носил и поддевки такой задрипанной, в какой перед ними предстал. Говорил им, что еду бочки в Ригу катать… А какие там бочки — за мировой славой в Санкт-Петербург приехал… Вот и Клюев тоже так… Он маляром прикинулся. К Городецкому с черного хода пришёл на кухню…

Новый стиль, однако, пришёлся по вкусу и самому Городецкому. На гала-вечерах, которые он устраивал иногда вместе с поэтами «народной школы», внимательный зритель мог различить под косовороткой у мэтра очертание твердого пластрона. Это значило, что после вечера запланировано ехать в изящный клуб, где Городецкий появлялся уже в смокинге.

Каждый поэт заботился о своём стиле. Стиль у каждого был свой, но что он должен быть поэтический, похоже, ни у кого сомнений не было.

— Трудно тебе будет, Толя, — поучал Мариенгофа Есенин, — в лаковых ботиночках и с проборчиком волосок к волоску. Как можно без поэтической рассеянности? Разве витают под облаками в брючках из-под утюга! Кто этому поверит? Вот смотри — Белый. И волос уже седой, и лысина величиной с вольфовского однотомного Пушкина, а перед кухаркой своей, что исподники ему стирает, и то вдохновенным ходит.

Н. Крыщук «Искусство как поведение»

* * *

[Обсуждение в форуме]

 

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s